Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.


Вид Коломны в 1636 г. Рисунок Олеария

Исключительно эффектный вид коломенской крепости, открывавшийся при подходе к городу по Москве-реке, пленял в течение нескольких веков всех посещавших Коломну, заставляя художников разного времени запечатлевать эту величавую панораму.

Зарисовал город в 1636 г. Адам Олеарий, попавший в Коломну в составе голштинского посольства проездом в Москву. Серию рисунков кремля в 70-х годах XVIII в. оставил нам известный московский архитектор М. Ф. Казаков. Живописное своеобразие коломенской крепости в XVII в. графически воссоздал знаток русской старины художник А. Васнецов.

Опубликованный впервые в 1963 г. в первом издании этой книги «Вид Коломны со стороны Бобренева монастыря» 1800 г. (ЦГВИА) дает наглядное представление об архитектурном облике города на рубеже XVIII и XIX вв.

К этому времени кремль имел значительные повреждения и часть прясел была утрачена Но все же сочетание суровых крепостных стен И башен с главами многочисленных церквей и верхами шатровых и ярусных колоколен, возвышавшихся над жилой застройкой, производило сказочное впечатление.

Крепостные укрепления Коломны в течение XVIII и особенно XIX в. безжалостно разбирались не только местным населением, но и городскими властями. В 1906 г. Московское археологическое общество добилось, наконец, запрещения производить разборку стен и башен.

До нашего времени сохранились только Пятницкие ворота, шесть башен, прясло стены между Коломенской и Грановитой башнями с нижним ярусом Малаховских ворот да отдельные фрагменты крепостных стен. Дошедшие до нас изображения, изучение архивных материалов, натурные исследования и раскопки дали возможность ученым представить себе изначальный вид коломенского кремля.

Исключительно ценным источником являются писцовые книги Московского государства 1577— 1578 гг., содержащие подробное описание Коломенского кремля, его посадов и слобод. К сожалению, книги эти не дошли до нас полностью.


Вид Коломны со стороны Бобренева монастыря в 1800 г.

Самая высокая и мощная многогранная (именовавшаяся круглой) восьмиярусная Свиблова башня (разобранная в 80-х годах прошлого века) высилась на северо-восточном углу кремля. Она охраняла путь из Москвы-реки в Оку и отмечала одновременно главный въезд в город: от расположенных вблизи нее пристаней дорога вела к парадным Пятницким воротам.

Выразительный ее силуэт господствовал над кремлем.


Кремль. Ямская башня. Фото А.А. Александрова

Двадцатигранный столп угловой северо-западной Коломенской башни, сохранившийся до нашего времени, являлся как бы стражем сухопутной дороги Москва—Рязань. По своей высоте (31 м) и мощи он лишь немного уступал Свибловой. Эта башня, овеянная легендами, широко известна под более поздним популярным названием Маринкиной. Не подтвержденное историческими документами народное предание называет эту башню местом заточения Марины Мнишек, жены Лжедмитрия I, а затем и Лжедмитрия II. По одному варианту этого сказания она умерла здесь с «тоски по воле», по другому «обернулась сорокой и улетела через окно-бойницу».


Кремль. Семеновская башня

Сохранившаяся, хотя без верхних ярусов, Грановитая юго-западная башня отличается оригинальной формой: шестигранная снаружи, она со стороны крепости прямоугольная.

Местоположение ее в системе обороны крепости было менее ответственным, чем у Свибловой и Коломенской башен. Соответственно меньше были и ее размеры.

Из четырехгранных башен, какими были все остальные, сохранились до нашего времени лишь четыре глухие башни на южной крепостной стене: Погорелая, Спасская, Семеновская и Ямская. Высота всех этих башен, как и не дошедших до нас других четырехгранных, не превышала 24 м, включая и зубцы, завершенные пояском и дугами в виде «ласточкиного хвоста».

Зубчатые крепостные стены Коломны с подошвенным, нижним, средним и наметным боем имеют, как и стены Нижегородского и Тульского кремлей, кирпичные лицевые слои и каменную с кирпичным боем забутовку. Высота их колебалась от 18 до 21 м, толщина — от 3 до 4,5 м.


Кремль. Коломенская башня. Фото А.А. Александрова

С внутренней стороны крепости по стенам шла галерея на арках, по которой можно было обойти вокруг всего кремля.

Величественные Пятницкие ворота выводили на дорогу, спускавшуюся к пристаням на Москве-реке и к мосту через нее, по которому пролегал путь во Владимир.

Посетивший Коломну в 1473 г. венецианец Амвросий Контарини упоминает этот мост, существовавший здесь издавна на месте современного разводного.

Пятницкие ворота в Коломне XVI—XVII вв. играли ту же роль, что и Золотые ворота в древних Киеве и Владимире. По иконе, висевшей над проездом, эти ворота именовали также Спасскими.


Кремль. Пятницкие ворота

Литературные источники повествуют о каменных барельефных иконах и изваяниях над проездной аркой. В завершающей вышку над башней каменной арочке висел «всполошный» колокол: в случае военной опасности или пожара дозорный звоном оповещал жителей.

Разобранные только в начале XIX в. Ивановские юго-западные ворота стояли на перекрестке дорог Владимир — Кашира и Москва — Рязань. Они уступали Пятницким воротам по своим размерам, но также имели отводную стрельницу, крепкие ворота и три металлические решетки-герсы. Каменные рельефы и изваяния украшали стены проездной башни.


План Коломны до перепланировки по плану 70-х годов XVIII в. А — кремль: 1 — Соборная площадь; 2 — архиерейский дом; 3 — девичий монастырь; 4 — воеводская деревянная канцелярия; 5 — казенные каменные строения; 6 — Спасский монастырь; 7 — винные магазины каменные; 8 — торг; Б — загородный дворец коломенского архиерея; В — оброчная мучная мельница; Г — Запрудная слобода; Д — Ямская слобода; Е — суконная и каразейная фабрика купца Мещанинова; Ж — кирпичные заводы; З — сад и саженая роща И. Т. Мещанинова; И — слобода Бобышева; К — двор П. Г. Демидова

Водяные ворота выходили на Москву-реку. В случае осады пользовались «тайником» — подземным ходом из кремля, выводившим к воде. Косые ворота выходили к речке Коломенке. Арки ворот четырехгранной башни были расположены в перпендикулярных друг к другу стенах, что затрудняло доступ врагу.

От Мельничных ворот, утративших надвратную башню, по-видимому, еще в XVII в., дорога вела через мост к мельницам, стоявшим на другом берегу Коломенки. Расположенные между Коломенской и Грановитой башнями Малаховские ворота, изначально имевшие, вероятно, надвратную башню, к 1577 г. уже были заложены.

Писцовые книги 1577—1578 гг. дают довольно подробное описание не только кремля, но и посада, и слобод. Сетку улиц Коломны XVI в. можно себе представить по планам города 70-х годов XVIII в., до его перепланировки почти не подвергавшейся изменениям.

Главная улица, именуемая Большой, вела от Пятницких ворот к соборной площади. К ней же под разными углами сходились также и улицы, ведшие от других въездных ворот, сливаясь при пересечении друг с другом.

Здесь высился трехглавый Успенский собор Дмитрия Донского, стояли колокольня и маленькая каменная церковка Николы Зарайского «что под колоколы». С юга площадь замыкал большой двор епископа с многочисленными разнообразными деревянными жилыми и хозяйственными строениями: единственное каменное здание владычного двора служило, как это можно заключить из данных писцовых книг, трапезной: «…среди двора одна полата камена, под нею погреб, да хлебня, против ее два ледника деревянные, да погреб выходной, а на нем сушило, 2 поварни: поварня естовная, другая сытная, да изба поваренная, да житница».

По другую сторону соборной площади находился государев двор, который примыкал к северной стене кремля, обращенной к Москве-реке. Время постройки дворца в Коломне, являвшегося как бы прообразом знаменитого дворца Алексея Михайловича XVII в. в царской подмосковной усадьбе Коломенском, не установлено.

Согласно описи, он в 70-х годах XVI в. находился уже в ветхом состоянии, поэтому естественно предположить, что этот замечательный дворцовый комплекс складывался постепенно с середины XV в.

Частые наезды великих князей в Коломну, временное пребывание здесь великокняжеского двора Василия II, когда Юрий Звенигородский захватил московский престол, потребовали возведения соответствующих строений. А неоднократные посещения города Иваном Грозным для подготовки похода против казанских татар были, очевидно, причиной значительного расширения и перестройки дворцовых зданий.

Дворец, так же как и дворцовый ансамбль Алексея Михайловича — своеобразное сочетание четырех групп помещений, объединенных переходами, галереями, лестницами, сенями и крыльцами с рундуками, был очень живописен. Составными его частями являлись парадные хоромы, личные покои царя, половина царицы и великой княгини с комнатами царевича и, наконец, обслуживающие помещения.

Резьба и многоцветная окраска отдельных строений придавали еще большую выразительность разнообразным по высоте и протяженности деревянным срубам с двух- и четырехскатными крышами, шатровыми и бочечными покрытиями.

Самыми большими были, конечно, покои первой группы, предназначенные для великокняжеских приемов: так, «чердак дубов на каменной палате» (чертог) имел «25 окончин паюсных больших». К нему вело «красное крыльцо» с тремя шатровыми верхами. О богатой внутренней отделке можно судить по поливным и позолоченным изразцам с рельефным орнаментом, изображающим двуглавого орла в короне — символ самодержавия. Они были найдены в 1935—1936 гг. при раскопках на территории, где когда-то стоял дворец.

Крытый на столбах переход вел из государевых хором на хоры Воскресенской церкви «…да от сеней к церкви к Воскресенью Христову переходы решетчаты обвалилесь, а под ними ворота, затворы дощаты; по обе стороны решетки древены».

В саду, окружавшем дворец, стояла деревянная «на каменное дело» Петропавловская церковь. За хозяйственными постройками тянулись житный и конюшенный дворы.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".