Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Ансамбли пригородных монастырей

Голутвин и Бобренев монастыри, основанные при Дмитрии Донском, к настоящему времени вошли в черту города. В древности же они являлись «сторожами» на подступах к Коломне и играли значительную роль в обороне Москвы как звенья заградительной линии на юго-востоке. Богоявленский Голутвин монастырь запирал вход с Оки в Москву-реку, в устье которой он расположен. «Житие» Сергия Радонежского повествует о том, что место для постройки монастыря он «выбрал вместе с князем Дмитрием Ивановичем» и поставил деревянную церковь. Вскоре его учеником Григорием был возведен каменный собор «по времени създана бысть камена еже есть и доныне».


Старо-Голутвин монастырь. Общий вид

Общий вид ансамбля особенно живописен, если смотреть на него с противоположного берега Оки. Стройные башни ограды с сравнительно низким нижним ярусом, высокими конусами шатров и иглами шпилей очень выразительны на фоне равнинного пейзажа. Красочное сочетание кирпичных стен башен и белокаменных декоративных элементов придает всему комплексу праздничную торжественность.

Эта оригинальная имитация крепостных башен в стиле своеобразно трактованного московского барокко создана по проекту М.Ф. Казакова в 70-х годах XVIII в. Г.Ф. Миллер упоминает о существовании этой ограды вокруг всего монастыря (Rundmauer) в 1778 г. (ЦГАДА).

Учитывая местоположение монастыря и обозреваемость его с далекого расстояния, зодчий придал голутвинским башням большую монументальность и более крупный масштаб, чем сходным с ними башням Брусенского монастыря в кремле.


Старо-Голутвин монастырь. Юго-восточная башня ограды

Перестройки позднейшего времени сильно исказили изначальный облик одноглавого четырехстолпного собора на подклете, которым восхищался Павел Алеппский. «Всход в эту церковь чудный, высокий с трех сторон; кругом галерея с тремя дверями; церковь весьма древняя».

Сергиевская трапезная церковь впервые упоминается в писцовых книгах 70-х годов XVI в. Но состояние ее во время составления описи «трапезная ветха, всход оболился, а под ними подклеты камены» не позволяет считать ее построенной в XVI в. Очевидно, она была возведена в последние годы XIV или начале XV в. Павел Алеппский назвал ее «весьма древняя и красивая, в честь одного из новых святых, по имени Сергий». Любопытно и рассказанное ему предание, что трапезная церковь, якобы построена самим Сергием Радонежским при основании монастыря. Хотя церковь возведена после смерти Сергия, рассказ монахов, переданный антиохийцем, подтверждает ее древность.

К настоящему времени после неоднократных переделок трапезная церковь имеет вид культового здания XVIII в. Возможно, что при детальном исследовании обоих храмов удастся обнаружить части древних зданий.

Колокольня, стоявшая при посещении монастыря патриархом Макарием со свитой между собором и трапезной церковью, не сохранилась. Нижние ярусы ныне существующей колокольни с надвратной Введенской церковью относятся к XVIII в. К 1811 г. было закопчено возведение двух верхних ее ярусов, которые придали колокольне стройные пропорции.

Из описания 1800 г. (ЦГВИА) следует, что к этому времени единственным каменным жилым зданием монастыря был келейный корпус «и внутри строение братское кельи каменные архимандритские деревянные».

С 1802 г. после перевода штата монастыря, согласно указу от 1799 г., в бывший архиерейский дом монастырь, превратившийся в заштатную обитель, стал называться Старо-Голутвиным Богоявленским монастырем в отличие от Ново-Голутвина в кремле.

Бобренев монастырь, основанный вскоре после Голутвина, стоит на левом берегу Москвы-реки. Народное предание связывает его наименование с именем одного из героев битвы на Куликовом поле,— волынцем Дмитрием Михайловичем Боброком. Г.Ф. Миллер сообщает, что название монастыря происходит от наименования рядом расположенной деревни Бобрухиной, принадлежавшей до 1764 г. монастырю (ЦГАДА). В документе 70-х годов XIX в. мы читаем «в Бобреневой деревне Боборихи тож».

О каменном храме в монастыре впервые упоминают источники 70-х годов XVI в. Но, по-видимому, он был сооружен как оборонное сооружение значительно раньше, возможно еще при Дмитрии Донском.


Бобренев монастырь. Северо-восточная башня ограды

Из кремля, особенно с высоко расположенного сквера «Блюдечко», хорошо виден монастырский комплекс, стоящий на холме за лугами Заречья. Вероятно, еще до возведения в конце XVIII в. стены с башнями вокруг монастыря он уже имел каменную ограду. Павел Алеппский, любовавшийся монастырем из кремля, посвятил ему в своем описании Коломны несколько восторженных строк: «по ту сторону реки, насупротив города, стоит великолепный монастырь, весь выбеленный, с высокими куполами во имя Рождества Богородицы, а трапезная церковь в честь входа в Иерусалим».

Существующее здание собора заново возведено] в 1790 г. и полностью перестроено в 1830 г. Теплая Федоровская церковь (в конце XVII в. бывшая на ее месте Входоиерусалимская церковь именуется старой) выстроена в 1861 г.


Бобренев монастырь. Колокольня

Интересна колокольня с поставленным па низеньком четверике трехъярусным восьмериком, увенчанным шатром с тремя рядами необычно маленьких оконцев — слухов. Ее можно датировать началом XVIII в.

Судя по аркам, прорезающим четверик, колокольня изначально была отдельно стоящей. Пилястры-лопатки на углах восьмигранника и гурты шатра подчеркивают конструктивную схему сооружения.

Ограда с четырьмя башнями и воротами — еще один коломенский вариант композиции «крепостной стены» XVIII в. со своеобразным использованием мотивов и декоративных элементов древнерусского зодчества. Ограда с башенками вокруг конюшенного двора, примыкающая к монастырю с западной и северной сторон, относится уже к XIX в.


Бобренев монастырь. Главные ворота

В облике одноэтажных келейных корпусов и хозяйственных строений с оригинальной формой оконных и дверных проемов сказалось распространенное в те годы увлечение ложноготическим стилем.

По описанию монастыря от 1800 г. «в нем кельи о дву этажах каменные».

Деревянным «на каменных жилых покоях» в начале XIX в. был архиерейский дом, служивший епископу для летнего пребывания, хотя он располагал еще и загородной усадьбой «Подлипки» на левом берегу Коломенки.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".