Планировка и строительство Коломны в советский период

Архитектурный облик Коломны не претерпел в конце XIX — начале XX в. существенных изменений. Только отдельные дома, выстроенные в этот период, свидетельствуют о проникновении и в уездный город различных новых архитектурных направлений.

В 80-х годах прошлого столетия на углу современных улиц Комсомольской и Савельича был возведен дом купцов Ротиных, стены которого сплошь покрыты геометрически правильным ковровым узором лепнины, а наличники проемов разукрашены с предельной пышностью. Деревянный дом №5 по Ивановской улице — образец увлечения якобы «народной русской» резьбой. Дом N° 22 на Красногвардейской улице — результат попытки построить особняк в стиле «модерн», господствующем в то время в столицах.

Наиболее монументальным сооружением того времени было здание, в котором помещалась самая большая гостиница в городе (ныне здание городского совета).

Старая Коломна, освещаемая небольшим количеством керосиновых фонарей, утопавшая осенью и весной в грязи, с воротами, днем наглухо запертыми, всего полвека тому назад еще могла служить отличной декорацией для съемки фильмов по пьесам А. Н. Островского. Почти неизменным оставался жизненный уклад и по-прежнему, как писал Лажечников, «…доступ в старинные купеческие дома, особенно ночью, не менее труден, как в древние баронские замки, хотя нет около них ни рвов, ни мостов подъемных, ни рогатин».

Огромным событием для жителей города было проведение электричества в первые же годы Советской власти.

В 30-х годах особое внимание было уделено развитию промышленности города. И в настоящее время Коломна — крупнейший индустриальный центр Московской области.

Всесоюзной славой пользуется тепловозостроительный завод им. В. В. Куйбышева, столетний юбилей которого жители города, любовно называющие этот промышленный гигант «наш Коломзавод», отпраздновали в 1963 г. Широко известны также и заводы тяжелого и текстильного машиностроения. Необходимо упомянуть хотя бы асфальтовый, моторемонтный, шиноремонтный, мебельный и мощный цементный заводы, заводы вторичной обработки металлов, железобетонных конструкций.

Интенсивное развитие промышленности вызвало быстрый рост населения и необходимость расширения городской территории. В 1926 г. в черту города вошли многие пригородные селения: Боброво, Бочманово, Городище, Малое Колычево, Подлипки, Протопопово и Сандыри, а в 1959 г. было включено и Щурово за Окой. Главная городская магистраль — ул. Октябрьской революции — отличается необычайной длиной: протяженность ее более 15 км.

Площадь, которую занимала дореволюционная Коломна, составляет примерно 1/10 часть территории, вошедшей в черту современного города. Ускоренные темпы роста Коломны и все увеличивающаяся потребность в жилых, коммунальных, детских, общественных и административных зданиях сделали составление генерального плана города насущной задачей.

Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в начале 30-х годов. Вплотную же занялись схемой генерального плана города с 1933 г., когда работа была поручена Мособлпроекту. Перед Великой Отечественной войной проект был утвержден Мособлисполкомом. Но после победоносного окончания войны оказалось необходимым пересмотреть некоторые положения, принятые за основу планировочного решения. Так, например, предусмотренный проектом снос чуть ли не всего старого жилищного фонда, среди которого много добротных капитальных строений, был признан нерациональным. Преувеличенной и экономически необоснованной показалась и запроектированная ширина улиц 60—80 м.

Работа над проектом плана была возобновлена, и в 1953 г. генеральный план Коломны был утвержден Советом Министров РСФСР.

Железнодорожные пути, проложенные вдоль Москвы-реки и Оки, размещенные на берегах обеих рек еще в дореволюционное время промышленные предприятия, сильно разросшиеся за советский период, и возникшие рядом с ними новые заводы и фабрики фактически отрезали город и от Москвы-реки, и от Оки. Проектом генерального плана предусматривалось выправление до известной степени существующего ненормального положения, создание подходов к обеим рекам для жителей города, отвод наиболее благоприятных в санитарном отношении районов под жилищное строительство.

Однако претворению в жизнь генерального плана препятствовали не только не изжитые в те годы последствия войны, но и во многом узковедомственные интересы крупнейших промышленных предприятий Коломны.

Необычайно быстрое за последнее двадцатилетие развитие промышленности в нашей стране, рост городского населения и общего благосостояния явились причинами изменения градостроительной политики, потребовавшей пересмотра генеральных планов многих городов, в том числе и Коломны.

К настоящему времени технико-экономические основания нового генерального плана города уже утверждены.

Значительное внимание уделяется упорядочению транспортной схемы города. Транспортную магистраль Москва — Рязань — Куйбышев, проходящую через центр города, предполагается вывести за городскую черту. Основное строительство жилых и общественных сооружений ближайших лет будет сосредоточено в районе улиц Кирова, Ленина, Добролюбова и Окского проспекта. Под жилое строительство отводится значительная территория на берегу Оки в юго-западной части города для создания нового красивейшего жилого района. На берегу обеих рек появятся отдельные зеленые массивы с удобной связью с зоной жилой застройки.

Предусматривается также и организация защитных зеленых зон вокруг некоторых заводов. Разрабатываемым генпланом предотвращена крупная градостроительная ошибка: очистные сооружения, которые по настоянию органов коммунального хозяйства раньше предполагалось расположить на стрелке при впадении Москвы-реки в Оку, в одном из живописнейших уголков Коломны — ансамбле Спасо-Голутвина монастыря — переносятся далеко за Москву-реку.


Площадь им. С. М. Кирова. Жилой дом с магазином «Детский мир»

Ответственная задача — реконструкция центра с главной площадью города, задуманной в начале ул. Кирова. Оформление ее было начато постройкой пятиэтажного дома с магазином «Детский мир» в нижнем этаже. Здесь же предполагается возвести первый в Коломне девятиэтажный секционный дом.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".