Моздок
История и культура
У Моздока сравнительно короткая, но довольно богатая и интересная история.
История возникновения города Моздока тесно связана со стремлением правительства царской России закрепиться на Северном Кавказе и Черноморском побережье. Официальное основание города проходило в XVIII в. в сложной политической обстановке. Турция стремилась захватить (при помощи зависимого от нее крымского хана) Кабарду и другие районы Кавказа. Тем самым, она угрожала России с юга. В связи с этим в начале 1763 г. правительство Екатерины II, осуществляя свои захватнические цели на Кавказе, санкционировало постройку на левом берегу Терека, в урочище Мздогу (по-кабардински — «дремучий лес»), крепости. От слова «мздогу» и происходит название крепости — «Моздок». Крепость была призвана служить не только целям военного характера, но и способствовала развитию производительных сил края.
Значение Моздока возрастало быстро. Через 7 лет, 22 января 1770 г., крепость Моздок была переименована в город Моздок.6
Вскоре Моздок стал центром экономической, политической и культурной жизни почти всего Северного Кавказа, одним из наиболее крупных населенных пунктов на пути из России на Северный Кавказ и в Закавказье. В 80-х годах XVIII в. между Моздоком и Тифлисом (через основанное в 1784 г. Владикавказское укрепление) была проложена шоссейная дорога, названная Военно-Грузинской. Важность значения этой дороги оценил еще К. Маркс. Моздок был маленьким городком, но он стягивал к себе все нити связей России с народами Северного Кавказа, и в этом было его основное значение.
Долгое время, будучи наиболее выдвинутым к Кавказским горам русским форпостом, Моздок стягивал к себе местное население, приезжавшее сюда с целью торговли и в поисках защиты от притеснения своих князей и мести кровников у себя на родине. По этой причине, в частности, Моздок отличается от других городов Северного Кавказа пестрым национальным составом. По данным 1803 г., в Моздоке проживало 4097 человек (без гарнизонных войск), в том числе, русских — 436, армян — 1411, грузин — 811, осетин — 451, горцев — 429. Население города жило замкнутыми национальными общинами и строго придерживалось своих обычаев. Общины управлялись выборными лицами. Не случайно, что именно в Моздоке в 1764 г. была открыта первая школа «для детей осетин и прочих горских народов», а в 1770 г. — первая осетинская типография. В школу принимались дети старшин и городских владельцев. Она просуществовала до 1792 г.
Таким образом, во второй половине XVIII в. Моздок стал своего рода центром культуры осетинского народа.
В 1774 г. в Моздоке велись переговоры, в результате которых Осетия присоединилась к России.
К концу XVIII в. Моздок стал крупным торговым и административным городом-крепостью на всей так называемой «Кавказской военной линии» — от Азова до Кизляра. В 1794 г. в городе-крепости насчитывалось 101 торговое заведение. Жители казачьих станиц привозили в Моздок зерно, муку, овощи; осетины — сыр, масло, бурки, скот, шерсть и другие товары; народы Дагестана — кустарные изделия, фрукты; грузины — фрукты, табак, чай, вино и т. д.
Первая четверть XIX в. является периодом расцвета Моздока. Его торгово-экономическое и культурное значение в это время выходит за пределы Моздокского уезда. Благодаря выгодному географическому положению, он становится одним из главных экономических и политических центров Северного Кавказа. Еще в 1823 г. крепостные крестьяне братья Дубинины построили в Моздоке один из первых в мире нефтеперегонных заводов, на котором начали производство керосина из нефти. Деятельность братьев Дубининых не получила нужной поддержки, но завод просуществовал около 20 лет. За это время он дал много тысяч пудов керосина, который вывозили в разные районы России и даже до Москвы.
Позднее в Моздоке были построены самые большие для того времени на Северном Кавказе мыловаренный, винокуренный и другие заводы. С 1799 г. широкой известностью среди горцев пользовались моздокские ярмарки, своим существованием подтвердившие капиталистическое влияние на социально-экономическую жизнь населения Кавказа с его патриархально-родовым укладом. На ярмарках можно было встретить русских, грузинских, азербайджанских, армянских и других купцов, торговавших разнообразными промышленными и сельскохозяйственными товарами. Здесь особенно активно, как нигде на Кавказе, шел торг лошадьми разной породы.
Город, как аванпост на Кавказе, привлекал к себе много передовых людей того Бремени. Здесь проездом останавливались выдающиеся деятели русской культуры А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов и другие. Из моздокской тюрьмы бежал Емельян Пугачев.
Как видно, с Моздоком связаны знаменательные факты из истории и культуры нашей Родины.
Однако период расцвета Моздока был непродолжительным. В связи с прокладкой в 1825 г. более короткого пути из России в Грузию (через станицу Екатериноградскую), то есть в связи с переносом пути с правого берега Терека на левый экономическое значение населенного пункта стало падать. Это было вызвано еще и тем, что часть осетин переселилась с гор на равнину, и движение по левобережью Терека стало менее опасным. Изменение направления дорожной магистрали, а следовательно, и экономического положения города в значительной степени подорвало торговлю, некогда являвшую собой гордость Моздока. В 1837 г. Моздокский окружной начальник писал, что положение города очень невыгодное, так как «большой тракт, идущий в Тифлис, перемещен».
С середины 30-х годов XIX в. Моздок начал постепенно приходить в упадок. В 1835 г. Моздокская крепость была официально упразднена. Ее гарнизон был расквартирован в других городах и крепостях Кавказа. В середине XIX в. наблюдается убыль населения города. Некоторое оживление его хозяйственной деятельности наблюдалось в первые годы после отмены крепостного права. Однако в 70-х годах XIX в. Моздоку был нанесен новый экономический удар проведением через Беслан железной дороги Ростов—Владикавказ (1875 г.) и Беслан — Петровский. Эти дороги окончательно оставили Моздок в стороне от основных грузопотоков. Старые почтовые тракты, проходившие здесь, потеряли свое прежнее хозяйственное значение, так как большая часть грузов теперь стала поступать непосредственно на железнодорожные станции (Прохладная и др.), минуя Моздок.
Жители Моздока встретили первый паровоз лишь в 1913 г. Железная дорога (Прохладная — Моздок — Гудермес) внесла некоторое оживление в жизнь Моздока, но существенно изменить экономику и культуру города она не смогла, так как началась первая мировая война.
В начале XX в. Моздок являл собой рядовой заштатный город Терской области. Перед 1-й мировой войной население города вновь сократилось с 16 456 человек в 1903 г. до 14 655 в 1913 г.
К этому времени Моздок потерял значение города и стал числиться слободой. Благоустройство дореволюционного Моздока характеризовалось как весьма примитивное. Подъезды и улицы города находились в запущенном состоянии. Не было электричества, водопровода, канализации, мостовых, тротуаров. Город освещался редкими керосиновыми фонарями. Городской транспорт состоял из нескольких извозчиков. Единственный мост через Терек был в аварийном состоянии. Просвещение и здравоохранение были на низком уровне. В городе имелись всего одно реальное училище, две церковноприходские школы, один лечебный пункт, два фельдшера. Все они влачили жалкое существование. Население к помощи медиков обращалось в исключительных случаях. В результате, в городе распространялись разные болезни, особенно — оспа, скарлатина, корь, дифтерия, которые давали высокую смертность.
Дореволюционный Моздок был скучным, серым, малокультурным городом, с наступлением вечера улицы погружались в темноту, везде была грязь. Их благоустройством никто не занимался.
Главными достопримечательностями Моздока были 13 церквей, особенно та из них, в которой хранилась икона Иверской божьей матери, привлекавшая в город тысячи паломников (согласно преданию, икона была подарена осетинскому народу грузинской царицей Тамарой, женой осетинского царевича Сослана).
После драматических событий 1917 года, в январе 1918 г. под руководством С.М. Кирова в Моздоке состоялся I-й съезд народов Терской области, который сыграл большую роль в укреплении Советской власти в национальных районах Северного Кавказа. 18 марта 1920 г. Моздок окончательно стал советским. Трудящиеся города взяли власть в свои руки. С этого момента начинается новый этап в истории города. Советская власть открыла новые перспективы в его развитии, изменила облик населенного пункта. В 1923 г. Моздок снова утверждается городом в составе Ставропольского края.
В годы довоенных пятилеток здесь развернулась большая хозяйственная деятельность. К 1926 г. промышленное производство было полностью восстановлено. В 1930 г. были построены мост через Терек и узкоколейка, связавшая Моздок с Малгобеком. В 1932 г. в городе было основано РСУ (ремонтно-строительное управление) и построена нефтеналивная эстакада, были реконструированы кирпичные заводы «Маяк» и «Искра», их общая мощность выросла до 30,5 млн. кирпичей в год. Мелкие кустари и ремесленники были объединены в промысловые кооперативы. Была построена первая небольшая электростанция мощностью в 100—120 тысяч киловатт-часов электроэнергии в год. Городские улицы получили электрический свет. Быстро рос торговый оборот. Высокими темпами развивалось благоустройство города, расширилась городская роща, открылся стадион. В 1936 г. на месте Алдатовского сквера был и разбит замечательный парк им. Кирова, был создан участок озеленения города.
За годы предвоенных пятилеток культурный уровень города заметно повысился. Был выстроен ряд новых школ, расширилась сеть детских садов, открылись больница на 100 коек и городская поликлиника. Несмотря на все эти достижения, Моздок в предвоенные годы все еще не достиг уровня промышленного города и культурного центра.
23 августа 1942 г. Моздок был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Оккупация продолжалась четыре месяца. 3 января 1943 г. город был освобожден от врага. За период оккупации Моздок сильно пострадал. Общий ущерб, нанесенный фашистами хозяйству и промышленности города, по подсчетам чрезвычайной районной комиссии, составил более 81 миллиона рублей, в том числе, по жилищно-коммунальному хозяйству — свыше 25,5 млн. рублей.
Послевоенный период Моздока характеризуется быстрым восстановлением промышленности и городского хозяйства, высокими темпами их дальнейшего развития. Уже в 1943 г. в городе работали все ранее существовавшие предприятия.
В 1944 г. Моздок вошел в состав Северо-Осетинской АССР.
В послевоенные годы в Моздоке построен ряд новых важных промышленных предприятий: молокозавод, хлебозавод и другие. Экономическая инфраструктура стала развиваться значительными темпами.
В 1959 г. была создана строительная организация системы «Сель-строй», вырос автотранспорт.
Недалеко от Моздока (в 5—6 км) в 1960 г. прошла трасса Терско-Кумского канала, сооружение которого положительно повлияло на экономику города, так как в нем были размещены предприятия, обеспечивающие строительство канала (ПМК-2 и ПМК-5, автохозяйство).
В 1953 г. Моздок был подключен к государственной кольцевой энергосистеме «Севкавказэнерго». В результате окончательно был решен вопрос снабжения города и района электроэнергией. В 1961 г. город получил природный газ из Ставрополья. Он стал здесь основным видом топлива. Интенсивно расширялись системы водоснабжения, канализации и отопления, улучшилось медицинское обслуживание населения, больше внимания стало уделяться вопросам развития культуры.
Справочная информация | География и экономика | История и культура |
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".