Петродворец

Центральный ансамбль. Большой дворец


Большой дворец и Большой каскад

Большой дворец своеобразным «архитектурным узлом» связывает воедино Верхний и Нижний парки. Он хорошо виден и со стороны города, от пилонов парадного входа в Верхний парк, и с моря, вдоль Морского канала и живописной «Аллеи фонтанов», и с многих мест Нижнего парка.

Четкий и в то же время изящный по силуэту монументальный дворец прекрасно завершает гребень склона. Это — трехэтажное здание, с фасадом, вытянутым по длинной гряде, с ярко выраженной средней частью, увенчанной шатровой кровлей сложного рисунка. К центральному корпусу примыкают сквозные застекленные галереи, замкнутые двумя купольными корпусами («церковным» — с восточной и «корпусом под гербом» — с западной стороны).

Строительство дворца началось одновременно с созданием парка, но художественный облик его формировался более полувека. Указ о начале постройки был подписан Петром I 24 января 1715 года. Работы шли ускоренным темпом и, очевидно, через год здание закончили вчерне, так как на 1716 год намечалось уже: «Полатцы и грот с кашкадами достраивать».

Первый нагорный дворец был возведен в два этажа с двойной высокой кровлей. По ширине он соответствовал Большому каскаду. Наружная его отделка была чрезвычайно скромна. В дальнейшем архитектор Леблон, пристроив боковые галереи с павильонами и внеся некоторые изменения в убранство фасадов, обогатил внешний вид здания.

Штукатурные, паркетные, лепные и резные работы во внутренних помещениях продолжались до 1724 года. Почти весь верхний этаж занимал двухсветный зал, предназначенный для торжественных приёмов. Его окна выходили на север и на юг, таким образом, находясь в нем, можно было видеть панораму обоих парков.

Приёмный зал был украшен росписью по штукатурке, выполненной художниками-декораторами М. Негрубовым и С. Бушуевым. Рядом с залом помещался парадный кабинет Петра I, богато отделанный резьбой. Его стены были сплошь покрыты 14 дубовыми панно, искусно выполненными русскими резчиками по рисункам и при участии скульптора Н. Пино. Деревянные панно отличались исключительной насыщенностью и разнообразием декоративных мотивов, тонкостью прорисовки деталей. Каждое из них имело определенный аллегорический сюжет, а все вместе они представляли стройное повествование о победах русского оружия, процветании русского государства, науки и искусства.


Большой дворец и Большой каскад. Гравюра 1-й четверти XVIII века

Местонахождение дворца, богатая отделка его основных внутренних помещений, предназначенных для особо важных торжеств, выделяли его из всех построек Нижнего парка. Вскоре, однако, небольшие размеры здания перестали отвечать задачам представительства окрепшей и разросшейся дворянской империи, и это послужило причиной его перестройки, которая была произведена виднейшим архитектором того времени В. В. Растрелли.

Создатель таких монументальных сооружений, как Смольный собор и Зимний дворец в Петербурге, как Екатерининский дворец в Царском селе, отличающихся блестящим декоративным решением и целостностью архитектурного замысла, В.В. Растрелли отразил в своём творчестве лучшие черты русской национальной архитектуры. Перестройка Большого дворца была одной из ранних работ этого крупного мастера. Она длилась с 1745 по 1754 год. В ходе строительства архитектор трижды изменял свой первоначальный проект и переделывал уже сделанное.

Задача, стоявшая перед Растрелли, была чрезвычайно осложнена необходимостью сохранить старый дворец. Он расширил центральную часть здания и сделал её трехэтажной, построил флигели, выходящие в Верхний парк, создал большие галереи и закончил их двумя высокими корпусами, увенчанными куполами. Все это придало дворцу пространственный размах, усилило впечатление торжественности. Купольное завершение корпусов, декоративно решенная кровля значительно обогатили силуэт здания.


Резная дубовая панель из кабинета Петра I

Применяя характерные для архитектуры первой четверти XVIII века декоративные элементы: пилястры, русты, оконные обрамления, но дополнив их сочным лепным убранством, Растрелли добился живой игры светотени на фасадах. Мастерство зодчего проявилось в том, что создавая, по сути, новое архитектурное произведение, он сумел органически включить его в сложившийся ансамбль. После всех произведенных работ дворец по структуре остался аналогичным своему первоначальному прообразу и сохранил четкое распределение на центральную часть, галереи и боковые корпуса. Из внутренних помещений остались неизмененными только кабинет Петра I и Дубовая лестница. Заново были созданы пять парадных зал и анфилада гостинных. Для убранства всех этих помещений были использованы деревянная золоченая резьба, зеркала, живописные плафоны и наборные паркеты. Мастерское сочетание разнообразных декоративных приёмов, их яркая красочность создавали впечатление необычайной роскоши и богатства отделки.

Над осуществлением проектов Растрелли работали лучшие мастера самых различных специальностей. Под руководством скульптора Л. Роллана искуснейшие резчики, русские «казенные резные мастера»-умельцы выполняли декоративные деревянные статуи, вазы, гирлянды. Живописные плафоны принадлежали кисти талантливых русских и иностранных художников — Ивана Вишнякова, Б. Тарсиа, братьев Вельских и Л. Вернера. В старых помещениях центральной части дворца работали живописцы-орнаменталисты: Иван Скородумов, Петр Семенов, Егор Морозов и Андрей Иванов. Прихотливые рисунки великолепных паркетов были искусно собраны из различных пород дерева охтенскими столярами-паркетчиками Афанасием Ворониным, Иваном Сидоровым, Прокофием Ждановым и другими.

Во второй половине XVIII века русские зодчие обращаются к строгим формам классической архитектуры, как к выразительным средствам, наиболее отвечавшим идеям гражданственности и гуманизма. Влияние новых стилистических поисков сказалось в перестройке некоторых парадных зал и комнат Большого дворца.

Ученик и помощник Растрелли — архитектор Ю.М. Фельтен проектирует в это время архитектурную отделку Столового, Тронного и Чесменского зал. Их новый облик отличался строгостью гладких белых стен, разделанных прямоугольными филенками и украшенных рельефными лепными панно, венками, гирляндами, тематически соответствующими назначению каждого зала. Лепку выполнял мастер «квадраторного и штукатурного дела» Б. Насонов.

Особый интерес представляла отделка Чесменского зала, посвященная победе русского флота на Черном море. Зал был украшен картинами художника Ф. Гаккерта, изображавшими эпизоды знаменитой битвы с турецким флотом при Чесме в 1770 году. Так была продолжена традиция посвящения художественных памятников Петергофа знаменательным событиям, связанным с укреплением военно-морского могущества России.

Из архитекторов, работавших в Большом дворце во второй половине XVIII века и в первые десятилетия XIX века, следует назвать еще В. Деламота, Л. Руска и В.П. Стасова, которому принадлежали также проекты ряда домов в Петергофе.

Последним крупным звеном в строительстве Большого дворца явилась надстройка третьего этажа восточного флигеля, выполненная по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера. Тем самым восточный флигель стал совершенно симметричен западному, что еще больше подчеркнуло общую гармонию пропорций дворца, придало полную завершенность его архитектурному облику.

Один из замечательных памятников русской архитектуры, ставший в годы Советской власти крупнейшим историко-художественным музеем страны, был превращен фашистскими захватчиками в руины. Казалось навсегда погибло прекрасное произведение русского искусства. Но, благодаря заботе Коммунистической партии и Советского правительства о культурном расцвете страны, творческой волей и трудом советских людей дворец возвращается к жизни.

На основе серьезной научной подготовки, тщательных обмеров и учёта сохранившихся деталей архитектурной отделки, изучения архивных документов, чертежей и фотографий архитекторы В.М. Савков и Е.В. Казанская разработали проект восстановления Большого дворца. И с 1952 года мощный силуэт его вновь возвышается над каскадом.

Восстановление фасадов это только первая стадия реставрационных работ. Предстоит еще воссоздание парадных комнат, которое даст возможность снова открыть историко-художественный музей. Бывшие жилые помещения дворца будут оборудованы для отдыха трудящихся.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".