Петродворец
Центральный ансамбль. Большой каскад. Продолжение
Наряду с мотивами прославления побед и ликования, в оформлении каскада отражена острая политическая сатира.
Скульптура «испуганный Актеон, бегом спасающийся от собственных собак» находит себе объяснение в художественных символах петровского времени как осмеяние шведского короля Карла XII, оставленного после поражения своими союзниками.
Сатирический смысл заключен в изображении неказистых смешных лягушек, прилепившихся на уступах каскада. Это персонажи мифа «Латона и ликийские крестьяне», полностью развернутого на центральном барельефе средней каскадной лестницы. Богиня Латона, лишенная ликийскими крестьянами возможности утолить свою жажду и превратившая их за это в безобразных лягушек, олицетворяет Россию, поразившую своих врагов, пытавшихся преградить ей доступ к морю.
Сатирические мотивы звучат и в сюжетах барельефов: «Падение Фаэтона», «Состязание Аполлона и Марсия», «Нарцисс, превращенный в цветок», в которых высмеивается самонадеянность и самовлюбленность Карла XII.
Своеобразно значение двух монументальных статуй — молодой женщины и могучего старца, олицетворяющих реки Неву и Волхов. Они сидят на дельфинах у туфовых стен ковша. Вода бурлит, клокочет, пенится у их ног и стекает ажурным веером вокруг постаментов. Статуи поставлены в ознаменование соединения Невы, на берегах которой строилась новая столица, и Волхова — древнего торгового пути. М.В. Ломоносов посвятил этому событию взволнованные строки в своей поэме «Петр Великий»:
«Дабы Российскою могущею рукою
Потоки Волхова соединить с Невою.
О реки близкие, но прежде разделены,
Ликуйте тщанием Петровым сопряжены».
Фонтан «Боец»
Образное повествование о победах, одержанных в борьбе за море, завершается прославлением ожидаемых плодов мира и спокойствия. Ринувшиеся навстречу друг другу «Бойцы» скрестили над средним водопадом упругие струи, вылетающие из пасти змей, зажатых в их правой руке. Змеи — символ поражения врага, а опущенные пламенем вниз факелы в левой руке «Бойцов» означают окончание войны. Блага наступившего мира прославляются в барельефах «Золотой век» и «Нептун с тритонами на берегу моря».
Патриотическая идея убранства Большого каскада, с большим художественным мастерством воплощенная в эмоциональных героических образах, делает его одним из шедевров мирового искусства. В создание этого величественного памятника вложили свой труд, талант и мастерство несколько поколений архитекторов, скульпторов, специалистов фонтанного дела и строителей.
Фонтан «Нева»
Как уже сказано, Большой каскад был задуман в единстве с Большим дворцом,; сооружение их велось одновременно (1714—1724 гг.). Это отразилось в архитектуре каскада, равного по ширине Петровскому дворцу; три арки грота соответствовали трем средним окнам, а лестницы боковых каскадов — боковым флигелям дворца.
Грот, арки которого разделялись колоннами, был убран туфовым камнем, и разнообразными раковинами. Внутри грота находились «стол с брызганьем» и водяной орган. На ступенях каскада стояли свинцовые статуи и вазы, покрытые позолотой. Свинцовые барельефы, маски и другие мелкие лепные детали дополняли его убранство.
Слева: Пандора. Скульптор Ф. И. Шубин. Справа: Галатея. Скульптор Ж.Д. Рашет
Первоначальный облик каскада был намечен собственноручными рисунками Петра I, его подробными распоряжениями. В строительстве каскада принимали участие архитекторы М. Земцов, А. Леблон и Н. Микетти, по рисункам последнего отливалась скульптура. Маскароны и барельефы выполнялись К. Растрелли и его учениками.
С самого начала Большой каскад был задуман как памятник в ознаменование победоносного завершения Северной войны. Центральным художественным образом должна была служить скульптурная группа Геракла, «который дерется с гадом семиглавым». Однако этот замысел не был осуществлен. В 1734 году, в 25-ю годовщину Полтавской битвы, на Большом каскаде был торжественно установлен «Самсон, раздирающий пасть льва». Время и влага губительно действовали на свинцовое убранство каскада, и уже к концу XVIII столетия скульптуры были настолько искажены, что по рекомендации специальной комиссии Академии художеств решено было отлить их из бронзы. К этому трудному делу были привлечены лучшие силы Академии. Один из крупнейших мастеров в плеяде замечательных русских скульпторов второй половины XVIII века М.И. Козловский создал для каскада наиболее значительное из своих произведений — героического Самсона. Прославленный ваятель Ф.И. Шубин выполнил статую Пандоры, которая была последним его произведением. Полная жизненной красоты «Нева», волевой Персей, юные Сирены сделаны скульптором Ф.Ф. Щедриным в пору наивысшего расцвета его творчества. Мастер незаурядного дарования И.П. Прокофьев выполнил «Тритонов», статуи «Волкова» и Акида. Скульптор И.П. Мартос, автор памятника Минину и Пожарскому в Москве, вылепил изображение Актеона. Ж.Д. Рашет исполнил статуи Галатеи и Юпитера. Восковые модели античных статуй заново сделал скульптор Ф.Г. Гордеев. В результате на обновленном каскаде были собраны великолепные образцы творчества самых выдающихся русских скульпторов XVIII века.
Слева: Актеон. Скульптор И.П. Мартос. Справа: Юпитер. Скульптор Ж. Д. Рашет
Выполнение моделей, отливка, чеканка статуй длились семь лет — с 1799 по 1806 год. Вместе с профессорами Академии художеств над украшением каскада трудилось более 20 молодых скульпторов и учеников, которым поручалась работа по расчистке восковых моделей, переделка деталей и выполнение отдельных декоративных элементов. Так, например, Матвей Думнин сделал по рисункам Козловского четыре львиные головы, установленные в нишах под пьедесталом «Самсона», помощник скульптора Илья Туболкин изменил композицию Рашетовской статуи Юпитера, Михайло Иванов произвел расчистку Персея. Сложнейшая отливка крупных бронзовых скульптур была выполнена прекрасным знатоком художественного литья Василием Екимовым и литейщиком Э. Гастклу; золочением вновь отлитого скульптурного убранства занимался П.И. Брюлло — отец знаменитого русского художника Карла Брюллова.
Персей. Скульптор Ф. Ф. Щедрин
Большое участие в работах принимал выдающийся зодчий А.Н. Воронихин, под руководством, которого производился капитальный ремонт грота, сводов, стен и площадок. Им же были сделаны рисунки для ваз с рельефным орнаментом, выполненных М.И. Козловским, и проект гранитного пьедестала для «Самсона».
Обновляя и реставрируя сооружение, созданное в начале XVIII века, прославленные русские скульпторы и архитекторы подошли к решению поставленной перед ними задачи с глубоким пониманием художественных традиций. Работая в период расцвета классицизма, они сумели сохранить присущую каскаду яркую нарядность, напряженную динамичность, радостное ощущение стремительного порыва.
Позднее, в шестидесятых годах XIX века, архитекторы А.И. Штакеншнейдер и Н.Л. Бенуа предложили проекты нового декоративного оформления грота и каскада. По этим проектам предполагалось облицевать каскад цветными мраморами и ввести дополнительные декоративные детали, что исказило бы его архитектуру. Однако эти проекты не получили осуществления. В то же время по чертежам Н. Л. Бенуа произведена на высоком инженерно-техническом уровне переделка конструкции грота и водоводных галерей.
Широко задуманный план ремонтных работ из-за бюрократических проволочек царских канцелярий не был выполнен. Снятая мраморная облицовка площадок и туфовая отделка грота больше не возобновлялись.
Восточная лестница Большого каскада. Правая сторона
Центральное сооружение Нижнего парка, пришедшее в запустение в конце XIX и начале XX веков, было капитально реставрировано только после Великой Октябрьской социалистической революции — в 1928—1929 годах. Советские реставраторы произвели замену поврежденной кладки, обновили позолоту статуй и потускневшую окраску барельефов. Были также отремонтированы все гидротехнические и фонтанные устройства.
Во время Великой Отечественной войны фашистские захватчики разрушили и разграбили Большой каскад: Верхний грот был взорван, свинцовая облицовка, монументальные статуи — «Самсон», «Волхов», «Нева», «Тритоны», барельефы и маскароны похищены.
В 1945—1946 годах по решению партии и правительства ускоренными темпами велось восстановление каскада. Еще через год произошло знаменательное событие в истории Петродворца — установлен на прежнее место возрожденный «Самсон». Прославленное творение М.И. Козловского в короткий срок воссоздано скульптором В.Л. Симоновым и его помощником Н.В. Михайловым.
В течение 1947—1950 годов большая группа ленинградских скульпторов работала над воссозданием всей утраченной скульптуры каскада. И.В. Крестовский возобновил статую «Волхов», В.В. Эллонен — статую «Нева», Н.В. Дыдыкин — группу «Тритонов». Большие маскароны Нептуна, изваянные К.Б. Растрелли, выполнил В.Н. Соколов, «лягушек» вылепила скульптор А.Ф. Гуниус. Свинцовые барельефы, кронштейны, маскароны и другие детали отлиты по моделям бригады скульпторов в составе В.Ф. Богатырева, М.Р. Габе, В.В. Гущина, Д.М. Игнатьевой, Л.А. Месс, В.В. Рубаник и других. Бригаду возглавлял Н.В. Суворов.
В результате напряженного творческого труда исследователей и скульпторов вновь созданы 182 скульптуры каскада.
Вся реставрационная работа, как и в довоенные годы, производилась на основе тщательного изучения архивных документов, особенностей творческой манеры автора того или иного произведения, анализа изобразительных материалов. После этого выполнялись эскизы и модели. Первоклассные мастера бронзолитейного завода «Монументскульптура» отливали статуи в бронзе и устанавливали возрожденную скульптуру на место.
Волнующе радостна картина восстановленного каскада. Как и прежде, играют струи шестидесяти четырех его фонтанов, возвращенных к жизни советскими людьми.
Дивной красоте выдающегося произведения русского искусства посвящены стихи одного из многочисленных посетителей парка, написанные в 1953 году:
Не отвести восхищенного взгляда
От красоты, победившей века.
Солнце сверкает в потоках каскада,
Струи взлетают под облака.
С шумом могучие падают воды,
В капельке каждой зажжен самоцвет.
Смелость искусства и сила природы
Слиты в ликующем гимне побед.
Гимн этот сложен во славу отваги.
Вот он — герой, на скале вознесен —
В искрах и радугах плещущей влаги
Льва одолевший Российский Самсон!
Не отвести восхищенного взгляда,
Долго недвижим стоишь, изумлен:
Легкая, будто резная, громада
Вправлена в яркозеленый газон.
Золото статуй, торжественность грота,
Четкость ступеней, строгость дворца…
Сколько во всем вдохновенного взлета
Мыслей, таланта народа-творца.
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".