Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Петродворец

Восточная часть парка

Радиальные аллеи, идущие в восточном направлении от Больших цветников, ведут к морю, где у самой кромки берега на искусственной насыпи, обрамленной белой балюстрадой, стоит небольшой летний дворец Петра I — Монплезир («мое удовольствие»).

Это — одноэтажное кирпичное здание, центральная часть которого выделена трехъярусной шатровой кровлей. К центральной части примыкают боковые галереи с деревянной балюстрадой вдоль крыши. Они заканчиваются маленькими павильонами, напоминающими садовые беседки. Северный фасад Монплезира, обращенный к морю, часто прорезан оконными и дверными проёмами, придающими ему особую легкость.

Ритмично повторяющиеся декоративные ниши, отделка стены рустами и небольшие пилястры — вот и все скромное украшение здания. По внешнему его виду легко определить расположение внутренних помещений.

В центре дворца находится парадный зал с высоким потолком, покрытым красочной живописью, выполненной по штукатурке. Расписной шатер потолка поддерживают по углам крупные гипсовые фигуры, изображающие времена года, изящный лепной фриз, составленный из барельефов, отделяет его от темной глади стен. Стены облицованы дубом. Строгость дубовой отделки оживлена живописными картинами, вкомпонованными в стенную обшивку.


Монплезир. Дворец и сад Из альбома Сент-Илера, 1770-е годы

Картины для Монплезира Петр I собирал во время заграничных поездок. Они украшали не только центральный зал, но и боковые галереи, секретарскую комнату и морской кабинет, оформление которых было решено тем же художественным приёмом.

Секретарская комната служила переходом из зала в западную галерею, а в восточную — вела расположенная напротив «лаковая камора». Такое название эта комната получила потому, что стены её были декорированы деревянными панно, расписанными цветными лаками в манере китайской живописи. Рамками для панно служила тонкая ажурная резьба с фигурными полочками, на которых были расставлены фарфоровые изделия, вывезенные из Китая и других стран Азии.

Остальные три комнаты дворца, примыкающие к центральному залу: спальня, буфетная и кухня имели бытовое назначение.

Убранство Монплезира отличалось тонким изяществом, художественной выразительностью и изысканностью, что производило особый эффект в контрасте со скромной простотой внешнего вида здания.

Постройка дворца продолжалась девять лет — с 1714 по 1723 год. В первоначальный замысел Петра I последовательно вносили дополнения архитекторы Леблон и Браунштейн; последний непрерывно руководил работами по сооружению и отделке здания до окончания строительства.

Закладке фундамента Монплезира предшествовали весьма трудоёмкие работы по подсыпке земли на низкое побережье и укреплению искусственной площадки подпорной стеной из кирпича и дикого камня. Строительные материалы — кирпич и черепица для первоначального покрытия доставлялись со Стрельнинских кирпичных и черепичных заводов; там же изготовлялись изразцы, которые применялись для внутренней отделки. Раскраску кафеля кобальтом под глазурь производили русские мастера — Ф. Григорьев, И. Степанов, Н. Жеребцов, А. Леванский, изучившие сложную технику этого дела в Голландии. Железо для кровли было изготовлено на уральских заводах и признано «против шведского лучше».


Монплезир. Центральная часть южного фасада

Замысел архитекторов осуществлялся многочисленными группами искусных мастеров. Красочная роспись потолков с аллегорическими сюжетами, пышными цветочными гирляндами, замысловатым орнаментом выполнена живописцами «ведения оружейной канцелярии» Федором Воробьевым, Михайлом Негрубовым, Степаном Бушуевым и другими под руководством художника Ж. Пильмана. Лакового дела подмастерья «адмиралтейского ведения» Иван Тиханов и Перфилий Федоров с десятью учениками создали лаковые панно с тонким рисунком. Значительное место в убранстве Монплезира занимала художественная резьба по дубу — скромная и благородная отделка, с большим вкусом исполненная скульптором Н. Пино, резавшим также панно для кабинета в Большом дворце, и мастерами резного дела Л. Максимовым, Д. Лазаревым, И. Романовым и другими.

Декоративное убранство комнат Монплезира и его архитектура оставались почти неизменными более 200 лет. Производившиеся здесь ремонты, хотя и затемнили некоторые художественные детали, но в основном не нарушили первоначальных особенностей дворца. Уникальный архитектурный памятник первой четверти XVIII века, Монплезир в годы Советской власти был превращен в бережно охраняемый историко-художественный музей. Ценнейшей его экспозицией была собранная здесь первая в России коллекция картин.

После Великой Отечественной войны встала труднейшая задача возродить дворец, поврежденный и обезображенный фашистскими захватчиками. Эта исключительная по сложности работа началась сразу после освобождения Петродворца. Проведенные научные исследования выявили историю строительства Монплезира и создания его внутренней отделки. На основе полученных данных, а также архитектурных обмеров и изучения сохранившихся фрагментов были изготовлены опытные образцы резьбы, лаковых панно, изразцов и стекла. Одновременно с реставрацией фасадов дворца в последние годы производились восстановление и закрепление живописных плафонов и лепки.

По окончании реставрационных работ в возрожденное здание будут возвращены спасенные советскими людьми картины и мебель, и вновь раскроются двери этого интереснейшего музея.


Морская балюстрада у Монплезира

Ценность Монплезира не исчерпывается значением его интерьеров. Архитектура здания — драгоценный образец загородного дворца первой четверти XVIII века. Своеобразные архитектурные формы, подчеркивающие характер здания, сочетаются в нем с глубоко национальными чертами русского зодчества.

Традиционным является удачное архитектурное решение дворца в связи с окружающей природой: Монплезир чрезвычайно тонко вписан в парковый пейзаж. Вытянутый фасад его как бы сливается с побережьем, а выступающая к морю средняя часть здания повторяет изгиб береговой полосы. Контуру северного фасада вторит ломаная линия приморской балюстрады, которая Связывает дворец с широким простором залива. Морские дали и противоположный берег хорошо видны из центрального зала, кабинетов и галерей.

Почти сплошь остекленный южный фасад дворца выходит в маленький живописный садик, замкнутый между Монплезиром и примыкающими к нему корпусами. Эти корпуса были задуманы как неотъемлемая составная часть всего ансамбля.

Расположенный с восточной стороны Банный корпус, в котором находились служебные помещения и ванны, приобрел свой нынешний вид к семидесятым годам XVIII века. Завершающий его Ассамблейный зал построен по проекту архитектора М.Г. Земцова в 1726 году. С западной стороны стоит Екатерининский корпус, построенный на месте деревянных служб в середине XVIII века по проекту архитектора В. В. Растрелли. Внутренняя отделка его помещений изменена в конце XVIII века архитектором Д. Кваренги. Внешний облик этих зданий восстановлен в 1952 году.


Монплезирский сад

Монплезирский сад, огражденный низкой трельяжной решеткой, представляет собой узорный цветник с фонтанами. На этом маленьком изолированном участке парка, благодаря искусному сочетанию пышного цветочного ковра с разнообразным рисунком водяных струй и выразительной пластикой золоченых статуй, создано удивительное по своей гармоничности и красоте произведение искусства.

Посреди сада шумно переливаются двадцать пять струй фонтана «Сноп», названного так по их рисунку, напоминающему колосья снопа, изогнувшиеся под тяжестью зерна. Вода, переполняющая круглый бассейн фонтана, окаймленный цветочным бордюром, скатывается по пяти мраморным плитам. От «Окопа» отходят четыре дорожки, разделяющие цветник на равные квадраты. Центры этих квадратов украшены фонтанами — «Колоколами». Красоту их создают яркий блеск золоченых статуй и легкий прозрачный «колокол», образуемый водой, мягко спадающей по округлой плите пьедестала.

Особое место в саду занимают скрытые в зелени фонтанные ловушки — шутихи. Они расположены по углам, замыкая аллеи, идущие от боковых павильонов Монплезира, и представляют собой ажурные трельяжные скамейки, украшенные маскаронами тритонов. Привлекая посетителей парка своим необычным видом, скамьи-шутихи неожиданно окатывают приближающихся к ним водой изо рта тритонов и из скрытых в дорожке трубочек. Это одни из первых «потешных водяных забав» Нижнего парка.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".