Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Сергиев посад

Свято-Троице-Сергиева Лавра

ставропигиальный, мужской монастырь.

В 2000 году в монастыре около 300 чел. братии (включая насельников скитов и подворий).

Адрес: 141300, Московская обл. г. Сергиев Посад, тел.: (49654) 4-57-21; 4-59-42

Расположена в 71 км к северу от Москвы, по Ярославской дороге, в г. Сергиев Посад. Основана в 1337 Преподобным Сергием Радонежским (ск. в 1392 году) — великим подвижником земли Русской, оказавшим огромное влияние на духовно-нравственную атмосферу русского общества своего времени и явившего высокий идеал православной жизни, сочетающейся с деятельным служением миру. Преподобный Сергий (в миру Варфоломей) — сын ростовского боярина, переселившегося вместе со всей семьей в городок Радонеж (ныне — село в 14 км от Лавры по направлению к Москве), после кончины родителей ушел вместе со своим старшим братом преподобным Стефаном на гору Маковец для того, чтобы проводить жизнь в молитвенном уединении и трудах. Первыми постройками будущего монастыря стали деревянный храм во имя Живоначальной Троицы и небольшая келья. Старший брат преподобного Сергия не выдержал тягот пустынножительства и ушел в Богоявленский монастырь в Москве. Два или три года Преподобный Сергий жил в одиночестве, но постепенно вокруг него собрались ищущие подвижнической жизни отшельники, которых он со временем объединил в монашескую общежительную общину со строгим уставом. Монахи не имели собственности, кормились трудами рук своих. Им запрещалось просить милостыню и без разрешения игумена покидать монастырь. Монастырь поддерживал объединительную политику московских князей. Сам преподобный Сергий в 1365 году принудил к миру с Москвой князя Бориса Нижегородского; в 1385 году он же способствовал заключению мира между св. Димитрием Донским и кн. Олегом Рязанским. В 1380 году Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на поход против хана Мамая. Два инока Троицкого монастыря — схимонахи Андрей Ослябя и Александр Пересвет приняли участие в Куликовской битве. Пересвет геройски погиб в единоборстве с ордынским богатырем. В 1408 монастырь был сожжен татаро-монголами и затем восстановлен преемником Преподобного Сергия преподобным Никоном Радонежским. В 1480 году, во время противостояния русских и татаро-монгольских войск на р. Угре, игумен монастыря Вассиан (Рыло) — духовник Ивана III направил великому князю побуждающее его к решительным действиям «Послание на Угру».

Сооружение в 1540—1550 каменных стен с 12 башнями (укреплены и надстроены в середине XVII в., современная высота стен 10—14 м, ширина 5,5— 6 м) превратило монастырь в мощную крепость. В 1564 году монастырь сгорел, но вскоре был восстановлен. С 1561 года настоятели монастыря получают сан архимандрита и занимают первое место среди всех настоятелей русских монастырей. В 1688 году монастырь стал патриаршей ставропигией, в 1702 поставлен на второе по значимости (после Киево-Печерской Лавры) место. С 8 июня 1744 года — Лавра.

В 1608—1610 году монастырь выдержал 10-месячную осаду польско-литовских войск под предводительством Сапеги и Лисовского. Около 3 тыс. защитников монастыря, при недостаточном вооружении и нехватке провианта, героически сражались против 30-тысячной армии интервентов. Монастырь способствовал организации первого земского ополчения, а затем — народного ополчения К.М. Минина и князя Д.М. Пожарского. Особое значение в деле организации отпора оккупантам имели действия игумена Троицкого монастыря преподобного Дионисия Радонежского и келаря Авраамия Палицына, которые составляли грамоты и рассылали их по всей Руси, призывая к освобождению Москвы от интервентов и предателей, В 1612 году монастырь выделил большие средства на нужды ополчения и направил отряд и 250 человек, снаряженный за счет монастыря. В 1618 году монастырь успешно отразил набег польского королевича Владислава.

В 1682 в монастыре спасались от мятежных стрельцов юные государи Пётр и Иван и их соправительница царевна Софья. В 1689 году царь Пётр I вновь искал защиты в монастыре, спасаясь от заговорщиков — сторонников Софьи Алексеевны. В 1812 году Лавра чудом избежала разорения. Направлявшийся в монастырь французский отряд заблудился в тумане и вынужден был возвратиться в Москву. Во все периоды своей истории Лавра была известна как крупнейший в стране духовно-культурный и просветительский центр. Еще при жизни преподобного Сергия Радонежского его учениками в разных русских княжествах было основано более 20 монастырей, которые, в свою очередь, стали очагами духовного просвещения для окрестного населения. В самом Троицком монастыре трудились духовные писатели преподобный Епифаний Премудрый (ск. в 1420 году) и Пахомий Логофет (XV в.), преподобный Максим Грек (ск. в 1556 году), келарь Авраамий Палицын (ск. в 1626 году), прославленные иконописцы преподобный Андрей Рублев (ск. около 1430 года) и иеромонах Даниил Черный (ск. около 1430 года), резчики ювелир инок Амвросий (ск. около 1494 г.). Монастырь имел одно из самых крупных рукописных собраний, большую книгописную мастерскую; вел летописание. В виде вкладов в ризницу монастыря поступали высокохудожественные произведения иконописи, драгоценная церковная утварь, предметы шитья. В 1742 году в монастыре была открыта семинария. С 1814 года на территории Лавры разместилась Московская духовная академия (основана в 1685 году). Большую роль играл монастырь в экономической истории страны: вел торговлю хлебом, солью, рыбой, изделиями монастырских ремесленников.

Храмы

Собор во имя Святой Живоначальной Троицы (1422 г.) — первая каменная постройка на территории монастыря, небольшой храм кубической формы, четырехстолпный, одноглавый. Стены собора сложены из блоков белого камня. В интерьере у южной стены — рака с мощами Преподобного Сергия Радонежского. У мощей Святого основателя монастыря князья скрепляли «крестным целованием» заключенные договоры и союзы. Здесь крестили московских государей: Василия III, Ивана IV и его сыновей. Пятиярусный иконостас XV— XVII вв. Сорок икон трех его средних рядов принадлежат кисти преподобного Андрея Рублева и иеромонаха Даниила Черного, кругу их ближайших учеников. В местном ряду, справа от царских врат — копия знаменитой рублевской Троицы, выполненная художником-реставратором Барановым. Сама икона, написанная и «в память и похвалу» Преподобному Сергию, ныне находится в Государственной Третьяковской галерее. Росписи собора относятся к XVII в., неоднократно возобновлялись. В южной двери собора — пробоина от польского ядра — напоминание о бурных событиях начала XVII в. С юго-восточной стороны к собору примыкает Никоновский придел (1548 г.), где находятся мощи преподобного Никона (ск. в 1428 году) — ученика и преемника преподобного Сергия. К южной стороне собора примыкает Серапионова палатка (XVI в., 1826 г.), где находятся мощи св. Серапиона, архиепископа Новгородского (ск. в 1516 году), преподобного Дионисия Радонежского (ск. в 1633 году), погребение митрополита Московского и всея Руси Иоасафа (ск. в 1555 году). Под собором — крипта с захоронениями Радонежских князей.

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (1559—1585) — величественный пятиглавый шестистолпный храм, повторяющий в основном архитектурные формы Успенского собора Московского Кремля. Выстроен из кирпича. Резной пятиярусный иконостас XVIII в. с иконами XVI—XX вв.

Приделы (в алтаре, за линией иконостаса) — св. муч. Феодора Стратилата и св. муч. Ирины. Росписи стен и сводов выполнены в 1684 артелью иконописцев во главе с ярославским мастером Д. Григорьевым. Под собором — крипта с престолами во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, и св. Иннокентия, митрополита Московского. В соборе и крипте погребены: митрополиты Московские и Коломенские Макарий (Булгаков, ск. в 1882 году) — известный историк и богослов; Леонтий (Лебединский, ск. в 1893 году), Сергий (Ляпидевский, ск. в 1898 году), Макарий (Парвицкий-Невский,ск. в 1926 году), архиепископ Августин (Виноградский, ск. в 1819 году). В крипте собора — погребения Патриархов Московских и всея Руси Алексия I (Симанского, ск. в 1970 году) и Пимена (Извекова, ск. в 1990 году). У северо-западного угла собора — каменная палатка (1780 г.) над местом погребения царя Бориса Годунова (ск. в 1605 году) и членов его семьи.

Храм Сошествия Святого Духа (1476 г.) — первая кирпичная постройка монастыря, возведена псковскими мастерами. Стройный, изящный одноглавый храм «иже под колоколы» (под барабаном купола — небольшая звонница), четырехстолпный со ступенчатыми сводами. Трапезная с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского (1686—1692), отмечающаяся богатством декоративного убранства, белокаменной резьбой, надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи (1693—1699), построенный на средства Строгановых, больничные палаты с храмом во имя преподобных Зосимы и Савватия (1635—1638), шатровым храмом, украшенным изразцами; храм во имя преподобного Михея Радонежского (1734 г.); храм в честь Смоленской иконы Божией Матери (1745—1748), построенный на средства гр. А.Г. Разумовского в стиле барокко. В Смоленском храме — иконостас, перенесенный из уничтоженного храма св. мученицы Параскевы Пятницы в Москве, автор иконостаса — архитектор Д.Ф. Ухтомский. В крипте под храмом похоронен митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич, ск. в 1961 году) — выдающийся иерарх и проповедник, «московский Златоуст». У юго-западного угла Успенского собора — Надкладезная часовня (конец XVII в.) над источником, обнаруженным в 1644 году.

Главная вертикаль архитектурного ансамбля монастыря — пятиярусная колокольня в стиле барокко (1740— 1770 гг., архитекторы И. Шумахер, И.Ф. Мичурин, Д.Ф. Ухтомский). Высота — 88,04 м (выше колокольни Ивана Великого и колокольни Новодевичьего монастыря в Москве). Это сужающийся кверху столп с орнаментами, карнизами, фронтонами, увенчанный золотым верхом в виде царской шапки. Сохранились корпуса келий (XVII—XIX вв.), митрополичьи покои (XVI в., 1778 г.) — ныне резиденция Патриарха Московского и всея Руси, ризница (1781 г.), Царские чертога (конец XVII в.) — здание бывшего царского путевого дворца, где ныне размещается Московская духовная академия. Крепостные степы (XVI—XVII вв.) и башни: Пятницкая (1640 г.), Красная воротная (XVI—XVII вв., 1856 г.), Сушильная (XVI—XVII вв.), Уточья (1650 г., конец XVII в.), Звонковая (XVI—XVII вв.), Соляная (фундамент XVI в.), Каличья воротная (1758—1778 гг.), Плотничья (XVII в.), Келарская (1642, 1842 гг.), Пивная (XVI—XVII вв.), Водяная (XVII в.) и Луковая (XVI—XVIII вв.). Вне стен Лавры — Пятницкий (1547 г.) и Введенский (1547 г.) храмы бывшего Пятницкого на подоле монастыря, часовня Пятницкого колодца (конец XVII — нач. XVIII в.), Красногорская часовня (1770 г.), конный двор (1720 г.), монастырские гостиницы («Старая», 1823 г., и «Новая», 1863 г.), странноприимный дом (1892 г.).

После революции 1917 имущество Лавры (как и все церковное достояние вообще) было национализировано. 11 апреля 1919 г. власти устроили кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского. В ноябре 1919 г. Лавра была закрыта. Вскрытие мощей и закрытие национальной святыни вызвали многочисленные протесты верующих. 31 июля и 2 августа 1920 г. здания Лавры (Св. ворота и Пятницкая башня) пострадали от сильного пожара. С 1920 года на территории Лавры размещается музей, преобразованный в 1940 в музей-заповедник. Но большая часть строений монастыря после 1919 года была занята научными, учебными, административными; культурными учреждениями, некоторые здания отдали под жилье. В годы Великой Отечественной войны на территории Лавры размещались военные госпитали. В 1930 году с колокольни сбросили часть колоколов, в том числе «Царь-колокол» (вес 65 т). Монашеская жизнь до конца 1920 года еще теплилась в скитах Лавры. Многие из братии были репрессированы. Возрождение монастыря началось детом 1945 года, когда Патриархом Алексием I был назначен наместником Лавры архимандрит Гурий (Егоров) — впоследствии митрополит Симферопольский и Крымский. Первое богослужение в Успенском соборе состоялось в Великую субботу 16 апреля 1946 года. В 1948 году в Лавру из Московского Новодевичьего монастыря были переведены Московские духовные академия и семинария. Восстановление зданий монастыря продолжилось около 10 лет. Еще 1960-х годах на территории Лавры оставались жилые помещения. Воссозданию исторического облика Лавры во многом способствовала и научная реставрация, проводившаяся с 1920-х на государственные средства. Лавра включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1971, в 1988 и в 1990 годах в трапезном храме Лавры проходили Поместные Соборы Русской Православной Церкви. В 1993 году Лавре возвращены хранившиеся в музее келейные иконы преподобного Сергия Радонежского, его богослужебные облачения и другие святыни. В 1994 году состоялось обретение мощей святых Московских Филарета и Иннокентия и преподобного Антония (Медведева), в 1996 году — мощей преподобного Максима Грека.

В XVI—XIX вв. вокруг Лавры возникло целое созвездие исторически связанных с ней нескольких монастырей и скитов. Среди них особое место занимают Черниговский скит, Спасо-Вифанский монастырь, Боголюбская киновия и скит Параклита (Святого Духа — Утешителя).

Черниговский скит при Троице-Сергиевой Лавре, мужской

Первоначально — Пещерное отделение Гефсиманского скита, основанного в 1844 году наместником Троице-Сергиевой Лавры преподобным Антонием (Медведевым, ск. в 1877 г.) с благословения и при деятельном участии св. Филарета, митрополита Московского. В скиту был принят устав Саровской пустыни. В 1847 году при Гефсиманском ските поселился знаменитый юродивый Филипп Андреевич Хорев (в монашестве — Филарет, в схиме; — Филипп). Он положил начало Пещерному отделению Гефсиманского скита или иначе — Черниговскому скиту, который жил по своему уставу, по подчинялся настоятелю Гефсимании. В Черниговском скиту находилась чудотворная Черниговская Гефсиманская икона Божией Матери (1869 год). На рубеже XIX—XX вв. скит был центром старчества и подвижничества. Здесь подвизались схимонахи Харитон и Матфей (ск. в 1852 г.), игумен Иларий (в схиме Илия, ск. в 1803 г.), иеромонах Тихон (ск. в 1873 г.), иеросхимонах Александр (ск. в 1878 г.), преподобный Варнава (ск. в 1906 г.), иеромонах Исидор (ск. в 1908 г.), схиигумен Герман (ск. в 1923 г.). Храм в честь Черниговской иконы Божией Матери (1886—1897) — пятиглавый, двусветный, построен в русском стиле архитектором Н.В. Султановым над знаменитыми пещерами. Сохранились: высокая величественная колокольня (1896 г.), южный келейный корпус (1861—1870 гг.), трапезный (1889 г.) и восточный келейный корпус (1904 г.), келья преподобного Варнавы (в перестроенном виде), ограда. На территории скита похоронены философы К.Н. Леонтьев (в монашестве Климент) (ск. в 1891 г.) и В.В. Розанов (ск. в 1919 г.). После закрытия Лавры (1919 г.) часть братии перешла в Черниговский скит, который был закрыт в 1921 году. В следующем году закрыли Черниговский собор. В 1924 году Гефсиманский скит получил статус сельскохозяйственной артели и просуществовал до 1928 года. Последний скитоначальник игумен Израиль скончался в ссылке в начале 1950-х. С 1950-х на территории Гефсиманского скита разместили воинскую часть. Его строения почти не сохранились. В Черниговском скиту после его закрытия размещались: тюрьма, интернат для слепых, интернат для инвалидов Великой Отечественной войны, ПТУ для инвалидов. Возрожден в июле 1990 года.

Адрес: 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, п. Смена.

Спасо-Вифанский монастырь в честь Преображения Господня, мужской

Основан в 1783 году к юго-востоку от Троице-Сергиевой Лавры, на берегу р. Конгуры. В 2000 году — 10 человек братии. Служил местом погребения для лаврской братии. Митрополит Платон (Левшин, ск. в 1812 г.) назвал местность Вифанией в память о палестинском селении, с которым связано событие воскрешения праведного Лазаря — друга Спасителя. Митрополиту Платону удалось благодаря своему влиянию основать и обустроить новый монастырь в эпоху, когда в результате секуляризации монастырских земель, проведенной Екатериной II, значительная часть обителей была закрыта. Монастырь занимал сравнительно небольшую территорию. Его архитектурный ансамбль включал в себя Преображенский храм (1783—1786 гг.), в интерьере которого была устроена своеобразная модель Фавора — горы Преображения, митрополичьи покои с домовой церковью в честь Сошествия Святого Духа, казначейский корпус. Окружала монастырь ограда с башнями и колокольней. Кельи монахов располагались в крепостной стене. В 1800 году в Вифанском монастыре была открыта семинария, задуманная митрополитом Платоном как образцовое духовное учебное заведение. В 1812 году в нижнем этаже Преображенского храма, в храме Воскрешения праведного Лазаря был погребен основатель монастыря.

В 1800—1866 годах в монастыре построен соборный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери с приделами во имя мученика Платона и Романа, Архангела Михаила, св. Николая Чудотворца и в честь Сошествия Святого Духа. В 1808 году при митрополичьих покоях был устроен новый домовый храм в честь Нерукотворенного образа Спасители. В 1826—1830 годах за стенами монастыря построено новое здание семинарии. В 1903—1905 годах появилась новая ограда монастыря, возведенная по проекту Лаврского архитектора А.А. Латкова. При монастыре — кладбище для братии Лавры, на котором с 1921 года хоронили жителей Сергиева Посада. В 1918 году настоятель монастыря игумен Илиодор организовал из братии, преподавателей и сотрудников семинарии, крестьян окрестных деревень, трудовую артель, которая просуществовала до 1925 года. Храмы монастыря действовали до 1928—1929 годов. Музей, существовавший в митрополичьих покоях с конца XIX в., в 1929 был переведен на территорию Лавры, а здания Спасо-Вифанского монастыря передали в ведение городских властей. Храмы использовались для мастерских детского дома им. Ленина, занимавшего помещения семинарии с 1920-х до 1932 года. В 1930—1931 годах на территории монастыря был создан Птицекомбинат, с 1937 — Птицеинститут, позднее — Всесоюзный научно-исследовательский и технологический институт птицеводства. Вифанию переименовали в Птицеград. В 1951 году разобрали Преображенский храм. Из построек монастыря сохранился обезображенный четверик Тихвинского храма. Сохранилось здание гостиницы (1893 г., архитектор А.А. Латков). Семинарский корпус сильно пострадал от пожара в конце 1980-х гг. В настоящее время в Тихвинском храме совершаются богослужения. Предпринимаются усилия по возрождению Гефсиманского скита.

В качестве подворья Свято-Троице-Сергиевой Лавры действует скит Параклита (Святого Духа— Утешителя), основанный в 1859 году близ Гефсиманского скита благодаря попечениям преподобного Антония (Медведева) подвижниками-схимонахами Илларионом, Феодотом и Александром. В скиту — храм во имя Святого Духа — Утешителя с нижним храмом в честь обретения честной главы Крестителя и предтечи Господня Иоанна.

Боголюбская киновия, основана в 1858 году схимонахом Филиппом, с храмом в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1859 г.) и приделом во имя святых. жен Мотроны и Капитолины (1861 г.) пока не действует.

Подворьем Лавры является бывший Троице-Сергиев Варницкий монастырь, основанный в XV в. в селении Варницы, где, по преданию, располагалась вотчина родителей преподобного Сергия. В 1726—1731 этот монастырь был женским. Сохранился (в обезображенном виде) храм. св. Живоначальной Троицы (1771 г.) с приделами во имя Сергия и Никона Радонежских и святых Афанасия и Кирилла Александрийских. Адрес: 152100, Ярославская обл., Ростовский р-н, с. Варницы.

Лавра также имеет подворья: В Москве — храм Св. Живоначальной Троицы в Троицкой слободе (124090, Москва, 2-й Троицкий пер., 8/10), в Санкт-Петербурге (193167, наб. Фонтанки, 24), в Геленджике (353490, Краснодарский край, г. Геленджик, с. Дивноморское, ул. Кирова, 10), во Владимирской области (602330, Владимирская обл., Селивановский р-н, с. Тучково), в Рязанской области (два) (391021, Рязанская обл., Новодеревенский р-н, дер. Лопухи; 391575, Рязанская обл., Шацкий р-н, с. Желанное, храм св. Архангела Михаила). В Сергиевом Посаде — храм св. Марии Магдалины (пос. Лоза), храм св. мученицы Параскевы Пятницы, б. Пятницкий на подоле монастыря (пр-т Красной Армии), Покровский скит (Северный тупик, 12), храм св. апостолов Петра и Павла (ул. 1-й Ударной Армии). В Сергиево-Посадском районе — Покровский скит (с. Сабурово), Сергиевский скит (с. Благовещенье), храм Преображения Господня (с. Радонеж), храм в честь Нерукотворенного Образа Спасителя (с. Деулино).

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".