Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Вокруг Ростова Великого

2. Окрестности Борисоглеба. Вощажниково — вотчина Шереметевых

Первым и самым крупным селом на нашем пути «по графщине» является Вощажниково. Здесь издавна было развито пчеловодство, и свое название село получило от слова «вощина» — воск. Известно Вощажниково с XIII века, когда было вотчиной ростовских князей Константиновичей. С XIV века село перешло к их потомкам — князьям Пужбольским. В XVII веке этим крупным торговым селом владеют московские князья и оно становится дворцовым. К царскому двору из местных прудов поставляли рыбу, с пасек — мед.

С 1706 по 1917 год Вощажниково остается в роду Шереметевых. Ко второй половине XIX века в селе имелось три храма, два свечных завода, земское училище, земская больница с устроенной при ней богадельней. Дворов было сто семьдесят два, некоторые каменные или с каменным нижним этажом.

На южной окраине Вощажникова при подъезде от Борисоглеба видны кирпичные здания бывшего свечного завода и огромный деревянный, с двумя мезонинами, бывший дом управляющего. Напротив — здание бывшей богадельни. Его двухэтажная центральная часть с парадными арочными окнами выступает из основного объема Здания. На кирпично-красном фоне стен, разделенных рустованными лопатками, ярко выделяются белые наличники окон. Вместе со зданиями свечного завода богадельня составляет единый ансамбль второй половины XIX столетия. В декоре этих зданий переплелись мотивы псевдоготики с чертами древнерусской архитектуры.

Аллея из старых лип и берез, протянувшаяся вдоль здания богадельни, подводит нас к небольшому, скромному по архитектурному решению кладбищенскому храму Преображения. Построен он в 1830 году на средства прихожан. Базиликальный объем памятника объединил собственно храм, алтарь и трапезную, разделенные внутри стенами с широкими арочными проемами. Завершено здание пологим куполом на широком круглом барабане, прорезанном крупными овальными окнами.


Вощажниково. Преображенская церковь. 1830

С севера и юга в Преображенскую церковь ведут четырехколонные портики с треугольными фронтонами. Мягкого очертания фронтон над квадратной апсидой вторит форме купола. В нишах под окнами и в тимпанах фронтонов выделяется живопись, заметно поновленная в 1880-х годах. В светлом интерьере сохранились росписи, созданные одновременно с постройкой храма. Особенно выразительна композиция «Спас-вседержитель» в куполе церкви.


Вощажниково. Роспись купола Преображенской церкви

За небольшим с прямоствольными вековыми соснами и елями бором начинается Вощажниково. В центре села высится архитектурный ансамбль XVIII века, состоящий из храма Рождества Богородицы со стройной высокой колокольней, из красивой по силуэту церкви Троицы, из ограды с воротами, северной часовней, каменными лавками и из двух каменных домов.

О самом древнем храме в селе нам известно по писцовой книге Ростовского уезда, где под 1630 годом значится: в «Вощажникове, на прудах церковь Рождества Богородицы деревянна клецки…» Существующее в настоящее время двусветное бесстолпное каменное здание Рождественского храма построено в 1700-х годах. Скорее всего, в эти же годы на север от него построили Троицкую церковь.

В 1797 году при Н. Шереметеве, начавшем обширное строительство в своих борисоглебских владениях, Рождественская церковь была перестроена. В начале она была с одной главой, обитой «чешуей деревянной», к концу XVIII века стала пятиглавой и потеряла первоначальный декор фасадов. Окна были растесаны, часть наличников сбита, а другие, как и угловые лопатки и широкий, набранный из фигурного кирпича карниз, были скрыты толстым слоем штукатурки.

Сейчас штукатурка, обезличившая памятник, осыпалась и на стенах храма четко проступили сочные и пластичные по рисунку наличники в виде больших кокошников с килевидным высоким завершением в верхнем ярусе окон и мелких волнистых кокошников над сдвоенными окошками нижнего света храма и трапезной.

Во время перестройки Рождественской церкви к древнему объему памятника пристроили четырехъярусную столпообразную колокольню, ставшую главной высотной доминантой ансамбля, его композиционным центром. В 1800 году на колокольне установили часы, 3вон которых слышался далеко в округе.

В 1780-е годы была перестроена и Троицкая церковь. Для ее осмотра приезжали известный московский архитектор К. Бланк и крепостной архитектор Шереметева А. Миронов. Возможно, одному из этих мастеров и принадлежит проект надстройки храма. Объемно-пространственная композиция памятника, состоящая из двухэтажных апсиды, трапезной, паперти и двухъярусной колоколенки над северо-западным притвором с возвышающимся в центре трехэтажным зданием самой церкви, производит величественное впечатление. Широкие профилированные карнизы, капризно выгнутые сандрики и наличники окон, вычурной формы пятиглавие с приподнятой центральной главой на световом барабане завершают ощущение торжественности, возникающее при знакомстве с Троицкой церковью.

Интерьер ее построен на контрасте низкого теплого храма с двусветным, устремленным вверх объемом летней церкви. В последней сохранились прекрасные фрески, выполненные крепостными художниками Н. Шереметева в 1791-1794 годах. Сюжеты, иллюстрирующие земную жизнь Христа и пророков, расположены в семь ярусов в виде отдельных картин, окруженных живописными рамами с рокайльными орнаментами. Особенно выразительна композиция «Страшный суд», занимающая западную стену и свод трапезной. В росписи храма, скорее всего, принимал участие крепостной живописец Иван Аргунов, приезжавший в Вощажниково в эти годы. Здесь им был выполнен выразительный портрет Н.П. Шереметева, находящийся теперь в Ростовском музее.


Вощажниково. Троицкая церковь. 1700-1780-е гг.

В Троицкой церкви сохранились фрагменты прекрасного произведения декоративно-прикладного искусства XVIII века — четырехъярусного золоченого иконостаса с резными колонками, увитыми виноградными лозами, и с Фигурками ангелов, взмывающих ввысь.

В конце XVIII века культовый ансамбль в Вощажникове обнесли с трех сторон каменной оградой с ворота ми в виде торжественной трехпролетной арки и с двумя часовнями по углам, из которых сохранилась северная. С востока вместо ограды построили каменные лавки, сделавшие это место средоточием торговой жизни богатого села. Каменные купеческие дома с лавками в первом этаже, находящиеся за оградой ансамбля, составляли его неотъемлемую часть. Первый этаж этих зданий прорезан воротами. Парадные комнаты второго этажа выходили на улицу, а служебные помещения размещались в деревянной двухэтажной пристройке к дому со стороны двора.

Хотелось бы пожелать, чтобы возвращение первоначального незаурядного облика Рождественскому храму и реставрация остальных построек центральной части Вощажникова стали одной из первоочередных задач местных реставраторов.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".