Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Вокруг Ростова Великого

4. Приозерные села. Поречье-Рыбное. Колокольня 1772-1779 гг.

Центр Поречья, как уже упоминалось, занимает ансамбль культовых сооружений. Летняя церковь Петра и Павла — обширная пятиглавая трехапсидная, с небольшой шатровой колокольней. Как значится в старой краеведческой литературе, она построена на месте деревянной в 1767 году. В основ объемно-пространственной композиции здания — высокий четверик, крестовые своды которого опираются на четыре столба, несущих барабан центральной главы.


Поречье. Культовый ансамбль. XVII-XIX вв.

В декоративном убранстве церкви еще в полную меру властвует стиль барокко. Ее большие высокие окна с перевитыми гирляндами в верхней части наличников характерны скорее для светского, чем для культового сооружения. Тонко профилированные пилястры, перебитые междуэтажным карнизом, подчеркивают торжественность облика храма.

Стены храма были расписаны на тему праздников. Фрагменты этой ценной живописи еще сохраняются и требуют срочной реставрации.

Небольшая крытая паперть объединяет храм с шатровой колокольней. Колокольня, судя по кирпичной кладке, является постройкой середины XVIII века, повторяя форму подобных сооружений XVII века. Однако с севера и юга она зажата пристройками, выложенными в человеческий рост рядами большемерного кирпича.

Кладка из большемерного кирпича проходит и по низу четверика Петропавловской церкви, доходя до середины апсиды. Над цоколем основного объема памятника и колокольни с пристройками ряд кирпича поставлен на ребро и образует узор поребрика. Подобная кирпичная кладка характерна для построек последней трети XVII века.

Внутри церкви сохранились остатки каменной алтарной преграды, типичной для ростовских построек конца XVII века. Живопись интерьера, несмотря на значительные утраты, требует тщательного исследования.

Как отмечалось выше, Поречье с 1683 года принадлежало Ионе Сысоевичу, и трудно предположить, чтобы в таком крупном селе им не был выстроен каменный храм. Поэтому церковь Петра и Павла надо считать еще одним до сих пор неизвестным памятником, построенным по заказу ростовского митрополита одновременно с возведением кремля.

Зимний одноглавый храм Никиты Мученика сооружен вместо деревянного в 1799 году. Его ориентация по странам света нарушена — небольшая апсида находится с западной стороны. Подобные нарушения церковных канонов встречаются в культовом зодчестве XVIII-XIX веков и чаще всего были вызваны градостроительными задачами. В данном случае это отступление от правил, скорее всего, вызвано тем, что место для отдельно стоящей колокольни было выбрано восточнее Никитского храма.

Приземистый, увенчанный широким куполом куб храма с выступающими с трех сторон портиками дорического ордера и длинной трапезной суровостью облика и сухостью декора являет собой разительный контраст нарядной и живописной церкви Петра и Павла.

В центре культового ансамбля стоит архитектурный шедевр ростовской земли — грандиозная поречская колокольня, построенная в 1772-1779 годах, как считается, местным архитектором-самоучкой А.С. Козловым. Однако проект, скорее всего, принадлежал крупному архитектору XVIII века, а Козлов лишь надзирал за работами.

Ее высота, около 94 м, превышает знаменитую московскую колокольню Ивана Великого. Для того чтобы преодолеть недовольство синода, предупредившего о нежелании дать разрешение на подобную постройку, колокольню в Поречье поставили на низком месте. По окончании ее постройки крест закрепил житель Поречья Часкин.

Пятиярусное сооружение легко взметнулось ввысь, и его выразительный силуэт виден на многие километры. Мастер, наделенный тонким вкусом и безусловно знакомый с теорией архитектуры, прорезал основные четыре яруса широкими, мягкими по очертаниям пролетами и срезал углы колокольни. По сторонам пролетов первого, самого мощного яруса стоят восемь больших колонн дорического ордера. Наверху на углах поставлены четыре круглые башенки, завершавшиеся раньше золочеными звездами.

Второй ярус колокольни обходят полуколонны, зрительно облегчающие переход к третьему ярусу, на котором помещалось десять колоколов. Самый большой из них, весом 525 пудов, был вылит мастером Струговщиковым. Завершаются пролеты третьего яруса небольшими треугольными фронтонами, сдерживающими взлет колокольни и подготавливающими переход к четвертому, глухому ярусу. На нем были установлены недельные часы с циферблатами по странам света.

Пятый, сливающийся с четвертым, ярус колокольни с одиннадцатью часовыми колоколами завершался небольшой главкой на тонком барабане, а над ней было большое золочено яблоко и изящный золоченый крест.

Сейчас памятник реставрируется. Его верхним ярусам уже возвращен изначальный облик, и только нижняя часть колокольни опутана ажуром строительных лесов.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".