Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Вокруг Ростова Великого

4. Приозерные села. Климатино

Из Козохово-Богородского дорога ведет к селу Климатино.

С первого же холма открывается неповторимая панорама всех приозерных сел, которым мы посвятили наше путешествие. Бросив взгляд назад, можно еще раз увидеть выразительный храм Козохова-Богородского, левее видно венчание укрывшейся в густой листве церкви в Климатине, к которой и лежит наш путь. Прямо перед нами вырастает вертикаль поречской колокольни — главный акцент заозерья. Немного правее видны храмы села Филимонова, и, наконец, вдали вырисовывается стройный силуэт пятиглавия церкви в Вексицах.

Дальше тропинка бежит между живописными холмами, поросшими разнотравьем, и полями. Проходя мимо деревни Караваево, следует обратить внимание на памятник археологии — группу курганов с захоронениями монгольского периода. Переходим небольшую балку с изгибом речки Крапивницы, берущей начало из филимоновских ключей, и оставляем в стороне деревню Звягино, названную так по имени жившего в ней в 970-1000 годах легендарного князя Доброслава Звяги. Вдали за широким полем, на возвышенности, виднеется храм в Климатине. Самого села, известного как древняя княжеская вотчина, нет, его стерло время. Осталась только Спасская церковь, построенная на месте деревянного храма Леонтия Ростовского помещицей А. Голицыной в 1780 году.

Это небольшой, как-то особенно уютно вписавшийся в окружающий его парк храм с одной низкой апсидой, маленькой трапезной и двухъярусной колокольней, завершенной шпилем. Его высота почти равна высоте основного объема церкви, имеющей традиционную композицию восьмерика, поставленного на слегка вытянутом с запада на восток четверике. Завершен храм граненой главкой на небольшом глухом барабане. В пластичной трактовке объемно-пространственной композиции памятника, в излишней перегруженности декора портиков, в обрамлении люкарн читаются отголоски стиля барокко, каждый раз неповторимо осмысливаемого в классической архитектуре русской провинции.

Нельзя не отметить стилистическое сходство как архитектурной композиции, так и декора храма в Климатине с церквами Георгия в селе Филимонове. Очевидно, на рубеже XVIII-XIX веков в ростовском уезде работал неизвестный мастер «сильной руки». Произведения «искусства строить» созданные им, привлекают особой выразительностью и завершенностью образа.

Из Климатина возвращаемся в Поречье, лежащее в чашеобразной низине. С одного из холмов открывается на него прекрасный вид. На этом наше путешествие по юго-западному кусту приозерных сел закончено.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".