Вокруг Ростова Великого

5. Ростов Великий. Кремль

К востоку от Успенского собора вырастает пластичный объем звонницы, построенной в 1682-1687 годах и состоящей из поставленных вплотную трехпролетного здания и однопролетной башни для самого большого колокола — «Сысоя». Массиву стены собора, скупо расчлененному лопатками, горизонтальными тягами и прорезанному редкими щелевидными окнами, противопоставлена верхняя сквозная аркада, увенчанная тремя небольшими главками. Лестница, ведущая на площадку звона ростовских колоколов, славившихся на всю Россию, скрыта в толще стены.

При Ионе Сысоевиче было отлито тринадцать колоколов. «Сысой», отлитый в 1681 году мастером Федором Терентьевым, весил две тысячи пудов. Его звон был слышен на многие километры. Славились также колокола «Полиелейный», «Лебеды, «Баран».

Архитектурный ансамбль собственно митрополии делите. на две половины — парадную и палатно-бытовую. Последняя, большая по площади, имеет интимный характер и состоит из небольших, сообщающихся между собой двориков, обстроенных двухэтажными каменными палатами. Над ними словно парит золочена. глава церкви Спаса на Сенях, построенной в 1675 году как домовой храм митрополита Ионы Сысоевича. Весь образ церкви Спаса отражает догмат никонианства о величии церковной власти над светской.

Декоративный акцент памятника сосредоточен в его верхней части. Фасады храма, разделенные лопатками, завершены трифолиями. Подобное трехлопастное завершение стен, знакомое нам по памятникам архитектуры Новгорода конца XIV — начала XV века, придает зданию устремленность ввысь. В Ростове трифолиями впервые была завершена церковь Вознесения (Исидора Блаженного), а также построенные по заказу Ионы Сысоевича храмы в Белогостицком и Авраамиевом монастырях. Трибун барабана главы церкви Спаса на Сенях обходят фронтончики-щипцы — декоративный мотив, объединяющий все памятники кремля. Высоко поднятая глава храма позолочена, в отличие от венчаний других культовых зданий ростовской митрополии.

С еще большей силой идеи никонианства выражены в образном решении интерьера храма, небольшого по объему, но на редкость монументального. Солея, занимающая вместе с алтарем основную часть пространства интерьера, поднята на восемь ступеней и отгорожена золоченой колоннадой, поддерживающей двойные арки с гирьками. Перемычки поперечных арок образуют своего рода огромную сень над солеей. Каменная алтарная преграда сплошь покрыта фресками. Растительный орнамент росписи ограды солеи имитирует привычную деревянную резьбу иконостаса.

Фрески церкви Спаса на Сенях выполнены вскоре после ее постройки «ростовским попом Тимофеем», волгжанином Дмитрием Степановым, Иваном и Федором Карповыми. Охристая гамма живописи со вспышками голубых тонов усиливает декоративность интерьера. Одна из наиболее выразительных композиций — «Страшный суд» на западной стене. Необычно расположение «Деисуса» в барабане главы с изображением Христа.


Ростовский кремль. Церковь Спаса на Сенях. 1675

Из церкви Спаса на Сенях через узкую, перекрытую коробовым сводом Отдаточную палату мы попадаем в большую квадратную Белую палату. Она поражает своей монументальностью и строгостью пропорций, слегка нарушенных при реставрации конца XIX века. Уровень пола был поднят, и массивный круглый столб, поддерживающий своды палаты, потерял прежнюю высоту.

Парадная территория кремля является разительным контрастом к скромной по архитектурному решению палатно· бытовой половине митрополии. Ее центральную часть занимает пруд, в воде которого попеременно отражаются надвратные церкви и скульптурно-выразительное крыльцо Палаты для пришествия государей, создающие круговую панораму наиболее торжественных памятников кремля.


Ростовский кремль. Северо-западная часть парадного двора

Обширное здание Палаты для пришествия государей, построенной в 1680-х годах, фактически являлось царским путевым дворцом. Во второй этаж, где в восточной части находится Красная палата, освещаемая одиннадцатью большими окнами, ведет наружная широкая парадная лестница.


Ростовский кремль. Палата для пришествия государей. 1680-е гг.

Храмы Ростовского кремля отличаются изысканностью форм, стройностью пропорций, тонким рисунком вставки из белого камня. За зданием Палаты для пришествия государей видна церковь Григория Богослова, расположенная за стенами архиерейского дома на территории бывшего Григорьевского затвора, который впоследствии был превращен в митрополичий сад. Скромный пятиглавый храм, построенный ионнинскими мастерами, органично вписывается в композицию парадной части кремля и оттеняет красоту и величие церкви Иоанна Богослова. Изящная и легкая, церковь Иоанна Богослова использовалась как домовая церковь при Палате для пришествия государей. Пропорции церкви Иоанна Богослова, близкие к «золотому сечению», делают образ памятника наиболее вдохновенным и изысканным в ансамбле митрополии. В художественном решении церкви использованы и закомары со щипцовыми очертаниями и легкий аркатурный пояс, являющиеся единым стилевым мотивом ансамбля Ростовского кремля.


Ростовский кремль. Юго-западная часть

Построена церковь Иоанна Богослова в 1683 году над западными воротами кремля и обращена главным фасадом к дороге на Москву. Две асимметрично поставленные по сторонам западного фасада башни напоминают образ Сергиевской церкви Борисоглебского монастыря.

Северный фасад надвратной церкви Воскресения также фланкируют выступающие из стен башни. Как и в Иоанновском храме, главный фасад обращен не к парадному двору митрополии, а выходит на Соборную площадь. Коленчатый проезд парадных ворот соединяет эти части кремля. Построена церковь Воскресения была в 1670 году на двухэтажном подклете, образованном древними палатами. С трех сторон памятник обходит нарядная, богато убранная ширинками с красочными изразцами и бусинами галерея. Просторный интерьер отделен от алтаря каменной преградой. Солея, как и в церкви Спаса на Сенях, приподнята над попом.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".