Вокруг Ростова Великого
5. Ростов Великий. Кремль
Ростовские фрески заслуживают отдельной главы книги, и мы вынуждены останавливаться только на наиболее известных и выразительных композициях живописи кремлевских памятников.
В церкви Воскресения росписи выполнены ярославскими и костромскими мастерами в середине 1670-х годов. Интересна полная сдержанной скорби композиция «Положение во гроб» на западной стене. Фрески свода написаны в голубых, зеленых и охристых тонах, создающих удивительный по красоте колорит. Западная часть галереи расписана на довольно редкие сюжеты Апокалипсиса.
Фрески церкви Иоанна Богослова, приписываемые мастеру Дмитрию Григорьеву «С товарищи», разделены на шесть поясов, из которых три посвящены жизни Авраамия Ростовского. Это посвящение не случайно. Старая ростовская легенда гласит, что один из первых миссионеров христианства, Авраамий, получил от Иоанна Богослова чудесный жезл, с помощью которого «избодил» языческого идола Белеса.
На парадной территории митрополии находятся еще два памятника, чей облик стилистически выпадает из ансамбля построек, созданных ионнинскими мастерами.
Трехэтажное здание Самуилова корпуса, приспособленного во второй половине прошлого столетия под духовное училище с изменением планировки и фасадов, занимает большую территорию парадного двора. Однако первые два этажа Самуилова корпуса представляют собой покои митрополита XVI-XVII веков. По первому этажу, построенному в XVI веке Григорием Борисовым, проходит широкий, сложного рисунка, карниз, повторяющий декоративный пояс на стене покоев настоятеля Борисоглебского монастыря. Третий этаж был надстроен в XVIII веке, и фасады получили классический декор.
Между храмами Воскресения и Иоанна Богослова стоит одноглавая «Трапезная» церковь Одигитрии, построенная в 1698 году при преемнике Ионы Сысоевича митрополите Иосафе. В ее наружном убранстве и особенно интерьере, стены и своды которого покрыты затейливой лепниной, угадываются черты нового стиля московского барокко.
Современная раскраска фасадов церкви Одигитрии цветными ромбами выглядит чуждой на фоне благородной белизны построек Ионы Сысоевича. Первоначально храм был кирпично-красный с белыми выступающими деталями.
Случившийся в 1758 году большой пожар нанес первое серьезное разрушение ансамблю Ростовского кремля. Он уничтожил все крытые лемехом и тесом кровли. В эти годы была перестроена ограда митрополии.
После перевода митрополии из Ростова в губернский город Ярославль начался наиболее трагичный период в истории кремля. Здания его, занятые учреждениями, складами, постепенно приходили в упадок и разрушались. Ставился даже вопрос о разборке сооружений ростовской митрополии и постройке на их месте новых каменных торговых рядов. Были разобраны часобитная башня и верхний этаж Палаты для пришествия государей.
Впервые жители Ростова пытались спасти памятники митрополии от разрушения в 1860-х годах. Здесь начались ремонтные работы, поддержавшие наиболее ветхие постройки. Именно в это время центральный ансамбль Ростова стали именовать кремлем.
Но наиболее активное движение ростовчан в защиту замечательного памятника-ансамбля началось в 1880-е годы. Инициаторами и организаторами восстановления Ростовского кремля стали Андрей Александрович Титов и Иван Александрович Шляков. Много сделали для сбора средств на реставрацию древних зданий П. Хлебников, И. Хранилов. Большие суммы были внесены А. Кекиным, братьями В. и Г. Королевыми. Многочисленные печатные труды А. Титова, до сих пор являющиеся пособиями по истории Ростова и его окрестностей, способствовали популяризации уникального древнерусского ансамбля.
В 1883 году, по окончании первой реставрации, в Белой палате, а затем и в Княжьих теремах был открыт Музей церковных древностей. После установления Советской власти все здания кремля передали в ведение местного краеведческого музея.
Смерч, пронесшийся над Ростовом в 1953 году, нанес Ростовскому кремлю огромные разрушения. Восстановление его памятников на основе серьезных, научно обоснованных исследований велось в 1954-1960 годах под руководством архитектора-реставратора В.С. Баниге. Научные изыскания Баниге явились крупным вкладом в реставрационную науку. Им были восстановлены не только разрушенные смерчем памятники, но и первоначальное покрытие лемехом и тесом кремлевских построек. В результате исследований В.С. Баниге и работавшего под его руководством коллектива реставраторов был возвращен первоначальный облик Красной палате, которую А.А. Титов считал зданием, «погибшим безвозвратно от руки невежества».
Работа по восстановлению памятников митрополии помогла реставраторам ответить на вопрос, всегда волновавший исследователей Ростова,— кто был строителем, воплотившим в жизнь замыслы Ионы Сысоевича. Они обратили внимание на запись в синодике церкви Иоанна Богослова, где после рода митрополита записан род ростовского каменщика Петра Ивановича Досаева. Баниге высказал предположение, ставшее потом признанным, что Досаев и является зодчим, создавшим выдающееся произведение древнерусского искусства — Ростовский кремль. И не случайно в память о советском реставраторе-исследователе Владимире Сергеевиче Баниге на восточной стене кремля установлена мемориальна. доска.
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".