Вокруг Ростова Великого

5. Ростов Великий. Кремль

В октябре 1983 года Ростовский архитектурно-художественный музей-заповедник отметил столетие своего существования. Залы музея вместили разнообразные собрания живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Основная экспозиция разместилась в Самуиловом корпусе.

Большой интерес представляет отдел древнерусского искусства. В нем наряду с небольшой, но разнообразной коллекцией мелкой пластики выставлены иконы XIV — XVIII веков. Особую ценность имеют икона «Архангел Михаил» рубежа XIV-XV веков и икона рубежа XV-XVI веков «Богоматерь Владимирская» из бывшей вотчины Шереметевых — села Уславцево. Любопытна редкая по сюжету икона XVII века «Первый Вселенский собор» с богатым архитектурным фоном в верхней части. В экспозиции находятся также несколько деисусов из ростовских городских и сельских церквей.

Великолепны произведения древнерусского шитья, среди которых выделяются плащаница XVI века — вклад Д. Годунова в Авраамиев монастырь, покров XVI века на гробницу Авраамия Ростовского, покров на гробницу Леонтия Ростовского 1514 года — вклад московского князя Василия II.

В коллекции скульптур и резных изделий обращает на себя внимание несколько наивная скульптура XV века «Георгий Победоносец, поражающий змия» и двое великолепных царских врат. Одни царские врата из церкви Вознесения (Исидора Блаженного) в Ростове сделаны в технике непропильной резьбы по повелению Ивана Грозного в 1572 году. Царские врата из церкви Иоанна Богослова на Ишне работы мастера Исайи сплошь покрыты тонким вызолоченным «травным» узором на красном фоне. Живописные изображения в клеймах являются работой мастера школы Дионисии.

В отделе живописи выделяются написанные местными мастерами XVIII-XIX веков портреты Мордвинова, Урусовой, Алябьевой. Несмотря на наивность в проработке деталей, они наделены большой психологической глубиной образов, интересны по цветовому решению. Имеются в музее полотна В. Боровиковского, И. Айвазовского, В. Поленова. Различные уголки Ростова запечатлены в картинах К. Юона, И. Грабаря, П. Петровичева.


Неизвестный художник. Портрет Алябьевой. 1790. Ростовский архитектурно-художественный музей-заповедник

Раздел декоративно-прикладного искусства кроме выставки народной резьбы по дереву, открытой в Белой палате, включает в себя коллекции фарфора, самоваров, тканей и произведений местного художественного промысла — финифти. По летописям, искусство финифти известно с XII века. В переводе с греческого «финифть» обозначает «блестящий камень». Народный промысел Ростова правильнее называть живописью на эмали, так как техника собственно финифти заключалась в помещении расписных эмалей в небольшие углубления. Ростовские художники наносят легкоплавкими красками свои рисунки на выпуклые медные пластинки, покрытые эмалью-фоном. Краски наносятся в несколько приемов, и каждый раз пластинка обжигается. Готовые изделия не тускнеют, не боятся воды.

Мастера финифтяного дела из Ростова в 1788 году объединились в цех, и с тех пор этот интереснейший народный промысел ведет свою историю. Вначале финифтяные изделия выполнялись только на религиозные темы. Среди мастеров, большей частью безвестных, работали в конце XVIII— начале XIX века художники А. Всехсвятский, П. Иванов. Со временем мастера финифти стали делать медальоны с портретными миниатюрами, табакерки, ювелирные изделия. К началу ХХ века финифтяное искусство переживало кризис. Оно теряло свою индивидуальность, а порой и художественные качества. Краевед И. Шляков и художник А. Звонилин открыли школу для подготовки мастеров финифти. А после Октябрьской революции была организована художественная финифтяная артель, преобразованная в 1960 году в фабрику «Ростовская финифть.

В последние годы возникла целая плеяда талантливых художников финифтяного дела: И. Солдатов, А. Кокни, Н. Куландин, Н. Хрыков, В. Горский. В 1982 году группа ведущих мастеров фабрики «Ростовская финифть» была удостоена Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина.

Музейная экспозиция финифти построена по историческому принципу, и на ней можно четко проследить путь развития финифтяного искусства в Ростове. Как бы вехами на этом пути являются работы А. Всехсвятского, выразительные портретные миниатюры XIX века, пронизанная светлым чувством работа А. Евдокимовой «Первомай», миниатюра И. Солдатова «Вид Ростова с озера», произведения Н. Куландина «Ленин в Разливе» и «Князь Василько в стане врагов».

С востока и запада Ростов охраняли два крупных монастыря, которые, как и кремль, выходили к озеру Неро.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".