Вокруг Ростова Великого
5. Ростов Великий. Спасо-Яковлевский монастырь
На западной окраине Ростова, на выступающем в озеро Неро мысу, в конце XIV века был основан Яковлевский монастырь. Он играет особенно важную роль в панораме города, первым встречая подъезжающих от Москвы.
В 1686 году по повелению Ионы Сысоевича построили первую каменную Троицкую церковь, в 1754 году переименованную в Зачатьевскую. Пятиглавая, квадратная в плане, она не отличается особой изысканностью. Славится интерьер этого храма. Создатели фресок Зачатьевской церкви, выполненных в 1689-1690 годах, стремились придать изображениям реалистический характер. Великолепен цикл «Притчей», в котором порой изображены сцены, взятые художником из современного ему быта. Дополняет красочность интерьера пышный золоченый трехъярусный иконостас, изготовленный осташковскими резчиками Сысоем Изотом Шолмотовым и Степаном Никитиным Бочкаревым в 1762-1765 годах и позолоченный в 1770-х годах. Иконы для иконостаса написал придворный живописец Венедикт Вендерский.
Возвышение Яковлевского монастыря было связано с захоронением в нем в 1709 Дмитрия Ростовского. После причисления его к лику святых в монастырь поступили большие вклады. В 1725 году к Зачатьевской церкви вплотную пристроили Яковлевскую церковь, заново перестроенную в 1824 году.
Во второй половине XVIII века вокруг монастыря соорудили каменную ограду с четырьмя башнями, двумя воротами, колокольней и двухэтажными зданиями келий в северозападном углу территории. В первой половине XIX века ворота и восьмигранные башни ограды архитектор П. Паньков перестроил в формах псевдоготики, а в 1836 году Зачатьевская и Яковлевская церкви были объединены широкой трапезной, пристроенной с запада.
Самой грандиозной постройкой Яковлевского монастыря и одним из наиболее значительных памятников Ростова является Дмитриевский храм, возведенный в стиле классицизма в 1794-1802 годах на средства Н. Шереметева.
Среди его создателей называют архитекторов, связанных в своей деятельности с семьей Шереметевых: Е. Назарова, Душкина, А. Миронова, хотя документальных подтверждений авторства памятника нет. Скульптурные барельефы, обильно украшающие фасады огромного по объему здания, приписываются московскому скульптору Д. Замараеву.
Ростов. Дмитриевский храм Спасо-Яковлевского монастыря. 1794-1802
Нельзя не отметить несоответствие пропорций в различных частях Дмитриевского храма. Но, несмотря на это, перед нами несомненно крупное произведение русского классицизма. Массивный центральный купол вырастает над разделенным на два яруса широким барабаном. Боковые купола создают вместе с центральным пластичную и выразительную группу венчания памятника. С севера и юга выступают великолепные портики с парными, широко расставленными колоннами коринфского ордера. Трапезная по высоте выпадает из общей композиции храма. Однако ее шестиколонный портик ионического ордера удивительно гармоничен по пропорциям.
Интерьер Дмитриевского храма наполнен воздухом и светом. Огромный купол, декорированный кессонами с изящными розетками, кажется, взмывает ввысь. Стены расписаны на рубеже XVIII—XIX веков ростовским живописцем Порфирием Рябовым.
На территории Яковлевского монастыря похоронен А.А. Титов.
Рядом с Яковлевским монастырем с XVIII века существовал Спасский (Княгинин) монастырь, основанный вдовой ростовского князя Василька Марией, погребенной здесь в 1271 году. По указу Екатерины II в 1764 году он был упразднен и приписан к Яковлевскому, после чего образовался единый Спасо-Яковлевский монастырь.
От древнего монастыря сохранилась лишь церковь Спаса на Песках, построенная, согласно надписи на стене, в 1603 году. Во второй половине XVII века храм был перестроен.
Ростов. Спасо-Яковлевский монастырь. Вид с востока на стены, кельи и церковь Спаса на Песках
Образ пятиглавого двусветного на высоком подклете храма величаво спокоен. На южном фасаде памятника четко прослеживаются два строительных периода. Первый этаж, равный по высоте апсиде плавного очертания, расчленен широкими лопатками на неравные четыре части. Лопатки верхнего яруса, построенного позднее, помещены между лопатками нижнего и делят фасад на три равные прясла. Верхнюю часть здания охватывает аркатурный пояс, обходящий и барабаны глав. Одновременно с надстройкой Спасской церкви с юга и запада она была обстроена галереей, декорированной изразцами.
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".