Вокруг Ростова Великого

5. Ростов Великий. Культовое зодчество Ростова

Кроме величественного кремля и монастырских ансамблей в Ростове сохранилось немало интереснейших памятников культового и гражданского зодчества XVI-XIX веков.

При выходе с территории митрополии через восточные ворота перед нами неожиданно вырастают голубое пятиглавие церкви Спаса на Торгу, или Спаса Ружного, возведенной в 1654 году на средства горожан и заново отстроенной в 1685-1690 годах. Деревянный храм на этом древнем торговом месте известен с 1206 года. Памятник наделен чертами, присущими постройкам мастеров Ионы Сысоевича. Особенно выразительны аркатурный пояс и фронтончики-щипцы закомар. Нижняя часть объема церкви Спаса на Торгу в XIX веке была скрыта зданием Гостиного двора.

Недалеко от церкви Спаса находится еще один памятник, связанный строительной деятельностью ростовского митрополита. Церковь Рождества Богородицы стоит в глубине двора бывшего Рождественского монастыря. Одноглавая, на подклете, она, к сожалению, была перестроена в XIX веке с разборкой обветшавшей шатровой колокольни. Расписана церковь в 1715 году, о чем свидетельствует надпись у входа в храм.


Ростов. Церковь Рождества Богородицы Рождественского монастыря. 1690-е гг.

Одной из наиболее поэтичных построек города является «утопленная» в крутом гребне земляного вала и полускрытая разросшимися тополями одноглавая церковь Вознесения, более известная по приделу 1770 года как храм Исидора Блаженного. Над входом в церковь помещена каменная плита с надписью: «Лета 7074 (1566) державою и повелением благочестивого царя государя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси, его царскою казною, поставлена церковь сия вознесение господне в ней же Исидор Чудотворец, при епископе Никандре Ростовском, а делал церковь великого князя мастер Андрей Малой». В 1572 году, также по повелению Ивана Грозного, для Вознесенской церкви сделали царские врата, с которыми мы ознакомились в музее.


Ростов. Церковь Вознесения. 1566. Зодчий А. Малой

Фасады памятника имеют трехчастное деление с повышенной и более широкой средней частью. Завершен небольшой по объему храм трехлопастной аркой. Подобное завершение трифолием было повторено при Ионе Сысоевиче в храмах Велогостицкого и Авраамиева монастырей, в церкви Спаса на Сенях.

Интерьер почти квадратного в плане храма Вознесения перекрыт мощным крестчатым сводом. Расписан памятник в 1760-1770-х годах предположительно ярославскими мастерами братьями Иконниковыми. Нижний ярус фресок посвящен житию Исидора Блаженного. Среди композиций, по-барочному беспокойных, большой интерес представляет архитектурный фон росписей с изображением ростовских зданий, в том числе и церкви Вознесения. В 1873 году фрески были неудачно подновлены.

Улица Декабристов отличается цельностью одноэтажной деревянной застройки. Монотонный ряд домов оживляют нависающие над входными дверями металлические и деревянные козырьки и выступающие из основного о6ъема застекленные балкончики. В центре улицы стоит одноглавая, предельно строгая по облику церковь Толгской Богоматери, чаще называемая по приделу храмом Ивана Милостивого. Гладкие беленые стены и лишенные наличников окна напоминают храмы предшествовавшего столетия, но никак не здание, построенное в 1761 году. Интерьер церкви расписан после окончания строительства художником Харковым.


Ростов. Церковь Толгской Богоматери. 1761

В Перовском переулке в 1778 году была построена пятиглавая церковь Косьмы и Дамиана. Ее барочный фасад привлекает своей пластичной выразительностью. Трехъярусная шатровая колокольня, подражающая памятникам XVII столетия, пристроена к храму позднее.

Церковь Николы на Всполье стоит на улице Гоголя. Классическое здание, выделенное с севера и юга приземистыми четырехколонными портиками, построено в 1813 году вместо деревянного храма на месте древнего Сретенского монастыря.


Ростов. Церковь Николы на Всполье. 1813. Фрагмент интерьера

Интерьер Никольской церкви заметно выигрывает при сравнении его с наружным обликом памятника. Высокий изящный иконостас, покрытый позолоченной резьбой, царские врата с яркими финифтяными вставками, большое многоярусное паникадило являются предметами прикладного искусства. В храме имеется несколько старых икон, из которых «Никола с житием» датируется XV веком.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".