Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Фрески церкви Спаса Нередицы.


Табл. XXII. Святитель Игнатий (Богоносец). Фреска над проходом из алтаря в диаконик. Святой без означения имени (надпись стерта). Св. диакон Авив. Фреска, заканчивающая нижний ряд изображений святителей с юга. Святители (из нижнего ряда) Фека и Григорий. Святители (из того же ряда) Лазарь и Яков. Святители (из второго ряда) Климент и другой, надпись при котором невозможно разобрать. Святитель (надпись стерта). Святители (из второго ряда) Николай и Афанасий

В алтарной же росписи помещены святители Анфим и Игнатий, а также (во весь рост) на столбах свв. диаконы (в стихарях): Авив, Стефан и Лаврентий, ниже которых в особом медальоне «святая (мученица) Евдокия» с крестом в руке.


Табл. XVIII. Святители. Фрески в алтаре

В полукружии жертвенника (с северной стороны алтаря) представлена (по грудь) Богоматерь Панагия или «Знамение». На груди у Нее медальонное изображение Богомладенца. Ей кланяются двое святых, один из которых, с надписью «агиос алькоса», одетый в рубище, есть не кто иной, как Алексей Человек Божий. Согласно его житию, он был сыном богатых родителей, но от них и своей невесты (в Риме) убежал в г. Эдессу, где пробыл 17 лет в молитве при храме Пресвятой Богоматери. Здесь было «о нем пономарю церкви откровение: виде бо пономарь в видении икону Пречистыя Богородицы, к нему глаголющую: введи в церковь мою человека Божия, достойна суща небеснаго царствия; ибо молитва его яко кадило добровонно восходит пред лице Божие и яко венец на главе царстей, аще на нем Дух Святый почивает. Пономарь же по видении, поискав человека таковаго, и не обрет, ко иконе Богородичной обратися, молящи Владычицу, да покажет ему известно Человека Божия. И слыша паки в видении глас от Пречистыя Богородицы, яко седяй нищ у дверей церковныя паперти, той есть человек Божий; обрет убо его пономарь, в церковь введе, да в ней пребывает: и уведано бысть святое его житие многими и начаша его почитати. Святый же Алексий, бегая человеческия славы и почитания, отъиде от Едесского града, никому же ведущу».


Табл. XIX. Воскрешение Лазаря. Фреска в своде над северным крылом храма. Фреска в жертвеннике между нижними окнами. Св. Иаков Алфеев. Фреска в жертвеннике на юг от ниши под восточным окном. Св. Авраамий. Фреска над проходом из жертвенника в алтарь. Св. Агафоник. Деталь фресок на северной стене в жертвеннике. Деталь фресок оттуда же (3 снимка). То же с изображением св. Конона

Под изображением Богоматери, в нише абсиды, представлены св. апостол Иаков Алфеев (в медальоне), св. Мина (на столбе; надпись Минас, он изображен старцем, что необычно), преп. Авраамий, преп. Дементий (в особой нише или аркосолии).

В диаконике изображены св. Иоанн Креститель, со сценами из его жизни, свв. муч. Кирик и Улита, «о агиwс Тимофеи» юноша, с евангелием и орарем, и ряд свв. жен: «Репъсимия, Зиновия, Устинья, Дымника, Хрестина, Арина, Огафия, Татиана, Феврония», все они, кроме «Хрестины»,—в монашеских одеяждах, с крестами в руках.— «Хрестина» же напоминает собою прелестную фигуру св. Екатерины («о агиа Катерина»), помещенную в том же диаконике. Свв. Христина и Екатерина одеты в царские одежды, под шеею подвесная лунница («мениск») с чернью по золоту, поверх одежды лорон, на голове у каждой роскошная диадима с подвесными жемчужными нитями.


Табл. XI. Апостол Тимофей. Фреска в проходе из алтаря в диаконик. Св. великомученица Екатерина. Фреска в проходе из алтаря в диаконик. Фреска на северной стене диаконика. Фреска в аркосолии диаконика. Св. Доменика. Фреска на северной стене диаконика. Св. великомученица Христина. Фреска на северной стене диаконика. Святые мученицы Рипсимия и Зеновия. Фрески на северной стене диаконика. Св. Иоанн Предтеча. Фреска в конхе диаконика

В средней части Спасо-Нередицкого храма в глубине верхних люнетов, на стене, над сводом помещены колоссальные изображения архангелов Уриила и Рафаила.

Затем наиболее видные здесь места заняты изображениями двунадесятых праздников и главнейших событий из Евангелия.

На двух столбах триумфальной арки, которая ведет в алтарь, изображено Благовещение, но фреска эта сохранилась весьма плохо.

На северной стене, в нижнем ряду, между алтарными и средними столбами, представлено Введение во храм. — Св. Мария, сзади которой праведные Иоаким и Анна и группа девиц с венками на головах, приближается к первосвященнику, простирающему к Ней свои руки. Вглубь картины — Иерусалимский храм, где сидящей Деве Марии ангел приносит пищу.


Табл. XIII. Фрески на северной стене с изображением Введения во храм и Сретения Господня. Фреска в жертвеннике на севере от ниши под восточным окном. Фреска на северной стене с изображением пророка. Фрески на северной стене (здесь видна перемычка окна, устроенного в XVII веке на месте двух древних). Фрески на северной стене. Распятие Иисуса Христа. Фреска на северной стене

От этой сцены ближе к иконостасу находится фреска с изображением Сретения Господня. Богомладенец на руках у Богоматери, сзади Которой стоит прав. Иосиф с клеткой (с 3 птицами) в руках, а впереди престол с киворием. У престола св. Симеон Богоприимец протягивает свои, задрапированные в плащ руки к божественному Младенцу, сзади св. пророчица Анна.

Выше этой сцены представлено Распятие Господне на восьмиконечном кресте, с двумя ангелами вверху, внизу с предстоящими Богоматерью, святою женою, Иоанном Богословом и воином. Тело Господа изогнуто, ноги Его на поперечной косой балке.

Ближе к иконостасу от Распятия — Снятие со креста.

На северном склоне церковного свода — фреска с изображением Воскрешения Лазаря, представленного в виде стоящей возле пещеры спеленатой мумии, к которой Спаситель протягивает руку.

Ближе к иконостасу Сошествие Иисуса Христа во ад. Спаситель стоит на вереях ада, по сторонам Его прародители — Адам и Ева; около головы Спасителя — ангел.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".