Фрески церкви Спаса Нередицы.
Рождество Богородицы изображено на восточном фасе северо-западного столпа. На ложе полулежит праведная Анна, к которой подходят две женские фигуры с сосудами; внизу у постели сцена омовения младенца двумя служанками в купели. Сзади св. Анны, налево, из-за двери выглядывает еще служанка.
Табл. XX. Орнаменты в откосах окон, открытые при реставрации 1903 года (4 снимка). Св. первомученица Фекла. Фреска в аркосолии на северной стене под хорами. Великий князь Ярослав Всеволодович. Прор. Илия. Фреска в южной алтарной аркосолии. Орнамент и фрески у нижнего северного окна в жертвеннике с сохранившейся древней деревянной рамой
Кроме того, в средней части храма представлены: Рождество Господне и Преображение на западной стене, Страсти Господни: «заушают за ланиту», «предается на Распятие» (половинные), беседа с апостолами, «как предастся на страсть». Выше Страстей Жертвоприношение Исаака и Святая Троица. На южной стене вверху сцены Страстей же Христовых Спаситель в саду Гефсиманском и несколько сцен, исчезнувших уже, на сводах; ниже Крещение Иисуса Христа.
Спаситель стоит в реке с благословляющей десницей, у ног Его восьмиконечный крест с надписью Ic. Xc; Креститель возлагает правую руку на главу Его. На заднем плане — горы; сверху, из-за гор (слева) видны две фигуры ангелов с платами в руках; направо от Господа еще два ангела с такими же платами; внизу налево сидит группа мужчин, один из них сбрасывает с себя верхнее платье (кисть его правой руки еще в рукаве), другой с сумкою чрез плечо снимает сапоги, третий в воде плывет к Спасителю; обычного изображения Св. Духа нет. Среди гор пейзаж — бедная растительность.
Табл. XIII. Святители. Фрески в алтаре
Кроме этих фресок, множество фресок с изображением отдельных святых или групп их,— напр., воинов, преподобных и др., покрывают стены Спасо-Нередицкого храма.
Особенно хороши изображения женских фигур. Святая Варвара представлена в мантии малинового цвета, застегнутой фибулой, на голове у нее золотая шапочка. в виде малороссийского очипка, как будто сложенная из шелкового платка, который затем ниспадает на плечи и окутывает шею.
С таким же головным покровом представлена и святая Ульяна.
Табл. VI. Св. «Офросиния». Фреска над проходом у северо-западного пилона над хорами. Пророк Елисей. Фреска над проходом у юго-западного пилона над хорами. Фреска на южной стороне северо- западного пилона. Св. Феодосия. Фреска на южной стороне прохода у северо-западного пилона. Св. Пелагия. Фреска на северной стороне прохода у северо-западного Пилона. Св. Нестор и Рождество Богородицы. Фреска над проходом у северо-западного пилона, с восточной его стороны. Св. Максим Исповедник, св. Иоанн Кущник. Фрески над изображением Рождества Богородицы над проходом у северо-западного пилона, с восточной его стороны
Особою сочностью красок и глубиною тонов отличаются фрески с изображением свв. Феодосии, Пелагеи, Татианы, Евфимии, Домники, Евфросинии, Феклы, Марии Египетской и мужских фигур: Иоанна Воина, Мартирия, Стратоника, Прокопия, Далмата, Акакия, Венедикта, Ермолая, Мануила, Дионисия, Спиридона, Иллариона, Никифора, пророка Елисея и др. Тело в рассматриваемых фресках писано желтокрасной краской, которая в фотографиях превращается в черный цвет и придает мрачность фигурам, которой нет в действительности.
Табл. VIII. Фрески с изображением Страшного Суда. Крайняя правая часть картины. Фреска над западным входом в церковь (деталь картины Страшного Суда). Лик черноризцев. Деталь левой части картины Страшного Суда. Лик свв. отцов. Деталь левой части картины Страшного Суда. Деисус. Центральная часть картины Страшного Суда. Детали картины Страшного Суда. Фрески на северной стене под хорами. Левее окна — адские мучения. Правее — богатый в аду обращается с мольбою к Аврааму. Пред богачем диавол с надписью: «Друг рогатым творящ пламень»
Под хорами, на западной стене храма и на прилегающих к ней частях южного и северного нефа изображен Страшный суд (надпись «Страшьный судищь»). Посредине картины представлен Христос — Судия, восседаюпцй на радуге внутри миндалевидного ореола,— с простертыми дланями. Спасителю предстоят — Богоматерь и Иоанн Креститель (как в деисусе). На престолах восседают 12 апостолов, а сзади них изображены 12 ангелов. Направо два ангела, один из них трубит вниз, другой вверх, они призывают живых и мертвых на суд; ниже — мертвые поднимаются из гробов; архангел Михаил скатывает небесный свиток с солнцем и луною. Ниже изображения Иисуса Христа уготованный престол, пред которым стоят на коленах прародители грешного человеческого рода Адам и Ева. Налево ангел с праведными весами, около него праведная душа в виде крохотной человеческой фигуры. Далее группы (семь) праведников: «апостол», «пророческ», «мученик» (изображены в патрицианских костюмах), «отечь» (—святителей, в крестчатых фелонях), «черноризцев», «святых жен», наконец, седьмая группа, в которой присутствует, между прочим, ап. Павел (?); впереди ап. Петр с ключом ведет группу в рай, который помещен частью над перечисленными группами, а частью — на южной стене. В уровень с апостолами (на престолах) изображена Богоматерь, в молитвенной позе, Она сидит на престоле, по сторонам Ее два ангела: сбоку благоразумный разбойник, с перевязкою по чреслам, держит крест в руках. На южной стене — «лоно Авраамле»,— среди райских деревьев сидит Авраам, держащий маленького человечка — праведную душу, голова которой украшена нимбом. Рядом группа других душ. С левой стороны от Божественного Судии — внизу — ад. Близ Адама и Евы огромный старый сатана с длинными усами и стоящими дыбом волосами на голове сидит на звере, в руках у него Иуда. Апокалипсическая жена — блудница едет на чудовищном звере, грызущем человека; в руках ее сосуд, из него пьет перевившийся чрез нее змей. Продолжение картины на северной стене, мучения грешников в аду изображены в виде пяти темных квадратов с головами и надписями: тьма кромешная, смола, иней, скрьжату зубом, мраз и пр. В ярком пламени сидит евангельский Лазарь и, указывая на уста, свои, молит: «отче Абраме» (следует надпись, излагающая его тщетное моление), перед Лазарем дымчатый диавол, волосы у которого стоят дыбом, зубы страшно оскалены.
В этой картине мы видим первый по времени пример полной, разработанной в деталях композиции Страшного Суда в стенописях православных храмов.
На сев. стене представлено Усекновение Главы и пир Ирода.
Табл. XII. Фрески на южной стене диаконика (свв. мученицы). Фрески на южной стене диаконика. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи и поднесение ее Ироду. Внизу — в круглом медальоне — св. Арина. Фреска на той же стене диаконика с изображением св. мученицы Агафии. Фреска оттуда же с изображением поднесения главы св. Иоанна Предтечи Ироду, — направо — фигура носит портретный характер. Фрески над конхою диаконика. Святые воины Прокопий, Феодор. Фрески на южной стене
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".