Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Архитектурные достопримечательности Смоленска

Зодчество древнего Смоленска

Новый этап развития города наступил в 40-х годах XII века, когда началось его быстрое экономическое усиление и рост его значения как важного политического центра. Это нашло отражение и в широком размахе монументального строительства. Две постройки того времени сохранились до наших дней: церкви Петра и Павла и Ивана Богослова.

Церковь Петра и Павла, расположенная на правом берегу Днепра, рядом с современным железнодорожным вокзалом, была построена в 40-х или 50-х годах XII века. Это почти квадратная в плане постройка. Восточный ее фасад образован тремя полукружиями (апсиды). Внутри храма четыре крестообразных в плане столба соединены поверху мощными арками и поддерживают массивный барабан купола.


Церковь Петра и Павла. Середина XII века

Подобная конструкция представляет собой типичный пример так называемой крестовокупольной схемы, заимствованной еще в конце X века из византийской архитектуры и затем получившей широкое распространение в древнерусском зодчестве.

Западная треть храма разделена по высоте на два этажа. Вверху проходит балкон (так называемые хоры), предназначенный для князя и его свиты. Поднимались на него по узкой лестнице, устроенной в толще западной стены. Южная часть хоров была выделена в самостоятельную часовню со своей маленькой апсидкой.

Вся конструкция здания явно и четко выявлена в его внешнем облике. Каждый фасад с помощью плоских вертикальных выступов — лопаток разделен на три части, соответственно внутреннему членению здания столбами. Каждое из членений фасада имеет полукруглое завершение (так называемые закомары), отвечающее торцам цилиндрических сводов храма. Угловые лопатки оставлены плоскими, а к промежуточным примыкают мощные полуколонны. Декоративных элементов на фасадах сравнительно немного: пояски небольших впадин (поребрик) и аркатуры, проходящие в основании закомар, по верху апсид и барабана. На барабане ниже такого пояса расположена полоса с декоративными керамическими вставками. Апсида и барабан оживлены, кроме того, плоскими узкими вертикальными тягами. Окна обрамлены простым уступом, а входные проемы (порталы) — тремя уступами. В целом храм производит впечатление лаконичной ясности, он величествен и строг.


Церковь Петра и Павла. Деталь

В XVII—XVIII веках церковь Петра и Павла сильно пострадала от различных переделок. К 1962 году под руководством архитектора П.Д. Барановского была проведена реставрация памятника. Кирпичная кладка его во многих местах обветшала. Поэтому был изготовлен специальный кирпич, соответствующий по форме и размерам древней плинфе. Однако реставратор проделал свою работу так, что зрители сразу же легко могут отличить кладку, выполненную из нового кирпича, от сохранившихся подлинных участков. Кровлю здания покрыли железом, но окрашенным в серый цвет, чтобы внешне она была похожа на древнюю, которая покрывалась листовым свинцом. Следует отметить, что реставрация церкви Петра и Павла до сих пор является единственным примером, когда памятник русской кирпичной архитектуры середины XII века при восстановлении не был покрыт штукатуркой, то есть оставлен таким, каким он был в древности.

Церковь Петра и Павла восстановлена все же не полностью. Раскопки, проведенные вокруг храма в 1965 и 1366 годах, показали, что здание с трех сторон было окружено галереей, построенной несколько позже самого храма, но еще в пределах XII века. По-видимому, церковь Петра и Павла была княжеской и связывалась с загородным княжеским Дворцом.

Другая сохранившаяся постройка древнего Смоленска — церковь Ивана Богослова. Она возведена несколько позже, вероятно, в 60—70-х годах XII века. Про этот памятник нельзя сказать, что он полностью сохранился, поскольку в XVIII веке здание сильно перестроили. Его внутренние столбы, своды и глава были сложены заново, полуколонны на фасадах срублены, окна получили другую форму. Уровень земли вокруг здания сейчас почти на 2 метра выше первоначального, и поэтому пропорции его сильно искажены.

Тем не менее даже в современном виде памятник вполне позволяет судить о его первоначальных формах. Это был почти двойник церкви Петра и Павла. Не только объемная композиция и конструкции, но даже детали и Декоративные элементы совпадают.

При проведении частичных реставрационных работ здесь в нескольких местах были восстановлены основания срубленных полуколонн, а также снята поздняя штукатурка, благодаря чему стала хорошо видна первоначальная форма узких окон. В 1967 году были проведены раскопки, которые вскрыли галерею, окружавшую церковь с трех сторон. В отличие от галереи церкви Петра и Павла, которая возведена за несколько приемов, в церкви Ивана Богослова она вся построена одновременно и, видимо, почти сразу же вслед за сооружением самого храма.

Помимо церквей Петра и Павла и Ивана Богослова к середине XII века относится еще несколько построек, не сохранившихся и известных лишь по археологическим раскопкам. Наиболее крупной из них был собор Борисоглебского монастыря на Смядыни. Это одна из очень немногих древних смоленских построек, о возведении которой имеются сведения в летописи. Согласно им церковь Бориса и Глеба была заложена в 1145 году. Раскопки, проведенные в 1907—1908 годах, выявили, что храм был шестистолпным. Это придавало зданию более вытянутые пропорции. Снаружи к нему с трех сторон также примыкала галерея, построенная, по-видимому, в 80-х годах XII века. Борисоглебский монастырь на Смядыни был монастырем смоленской княжеской династии, а собор использовался для погребения смоленских князей.

Если собор Смядынского монастыря представлял собой несколько расширенный вариант того же типа храма, к которому принадлежали сохранившиеся церкви Петра и Павла и Ивана Богослова, то церковь, обнаруженная раскопками в 1955 году в Перекопном переулке, была, наоборот, как бы их сокращенным вариантом. Остатки здания очень плохо сохранились, но все же удалось установить, что это была небольшая четырехстолпная церковь, не имевшая галереи.

Руины очень интересного архитектурного ансамбля были найдены на Соборной горе, где в 1964 и 1965 годах проводились археологические раскопки вокруг Успенского собора. В процессе работ совершенно неожиданно нашли остатки двух других построек, о существовании которых исследователи даже не догадывались.

В 40—50 метрах к югу от здания Успенского собора была обнаружена небольшая церковь. Снаружи она мало отличалась от других построек середины XII века: почти квадратная в плане, с востока три полукружия апсид. Правда, ее оформление более лаконично, так как лопатки были плоскими, без полуколонн.

Наиболее существенной особенностью памятника является решение его интерьера: здание внутри не имело столбов. При размере внутреннего пространства примерно 8×10 метров его нельзя было целиком перекрыть куполом. В то же время толщина стен, достигающая 1,5 метра, явно свидетельствует, что здание перекрывали сводами, а не деревянным потолком. Очевидно, здесь должна была существовать какая-то система арок, над которой мог вздыматься барабан главы.

Пол храма покрывали декоративные керамические плитки. Как и в большинстве древнерусских построек этой поры, они были трех цветов: зеленые, желтые и вишнево-коричневые. Они имели квадратную форму и располагались по диагонали к стенам так, что вдоль здания тянулись ряды плиток одного цвета.

При раскопках было найдено несколько предметов, относящихся к утвари древней церкви, в том числе изделия из золота и серебра, что свидетельствует о богатстве внутреннего убранства.

Полное совпадение строительно-технических особенностей памятника с техникой возведения других смоленских построек середины XII века позволяет отнести данную церковь именно к этому времени. Совпадение некоторых знаков на кирпичах с подобными знаками на кирпичах собора Борисоглебского монастыря и Петропавловской церкви позволяет думать, что строили их одни и те же мастера. То обстоятельство, что церковь стояла в центральной части детинца, недалеко от собора, а также ее небольшие размеры и богатство утвари дают основания полагать, что она являлась дворцовой часовней князя Ростислава.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".