Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Архитектурные достопримечательности Смоленска

Зодчество древнего Смоленска

Другое интересное сооружение было раскопано в северо-восточной части детинца. Здесь, почти на самом краю площадки над обрывом, сохранились куски двух стен с остатками дверного проема в углу. Это была, по-видимому, небольшая, квадратная в плане постройка дворцового характера — княжеский терем. Нижняя часть его частично врезана в землю, поэтому перед входом было отрыто специальное углубление.

Сохранилась гравюра XVII века, на которой рядом с Успенским собором изображена полуразрушенная высокая башнеобразная постройка, имевшая несколько этажей. Однако малая толщина стен раскопанного здания говорит о том, что перекрытия этажей здесь были деревянными, а не сводчатыми. Идентичность строительной техники возведения терема и бесстолпной церкви свидетельствует, что построены они одновременно.

Известно, что от XII века до наших дней дошли преимущественно каменные и кирпичные строения, связанные с государственными заказами, то есть церковные и частично военно-оборонительные постройки. Тем большее значение приобретают те очень немногие здания гражданского зодчества, которые удается обнаружить при раскопках. Почетное место среди них занимает смоленский терем.

Таким образом, в 40-х годах XII века в центре Смоленска, в его детинце, уже сложился своеобразный архитектурный ансамбль, состоявший из собора, дворцовой часовни и терема. Кроме этих монументальных сооружений в ансамбль входили, конечно, и деревянные жилые постройки, а также деревянные оборонительные стены детинца.

Последней постройкой этой группы является малая церковь на Смядыни, раскопанная в 1909 году. По плану она почти полностью повторяла церкви Петра и Павла и Ивана Богослова, но была несколько меньше и не имела галереи. На внутренних стенах при раскопках выявлены многочисленные фрагменты монументальной живописи, исполненной в технике фрески, то есть живопись по свежей, еще не схватившейся штукатурке. К сожалению, сохранять эту живопись в то время еще не умели, и о найденных при раскопках росписях мы можем иметь представление лишь по фотографиям и копиям. Судя по строительной технике, здание было возведено позже всех перечисленных выше построек, очевидно, уже в 80-х годах XII века. Очень вероятно, что это остатки упоминаемой в письменных источниках церкви Василия.

Таким образом, в Смоленске начиная с 40-х годов XII века развернулось широкое монументальное строительство. Мы знаем, что примерно за 40 лет здесь было возведено не менее восьми кирпичных построек. Вполне вероятно, что часть подобных памятников еще не выявлена, и их остатки до сих пор лежат под землей.

Учитывая трудоемкость и сложность процесса кирпичного строительства в XII веке, можно констатировать, что Смоленск стал крупным центром строительства, не уступавшим по количеству возведенных монументальных сооружений таким архитектурным центрам Руси, как Киев, Чернигов, Владимир или Новгород.

Как же сложились здесь предпосылки для такого быстрого расцвета строительства? Ведь еще в начале XII века в Смоленске не было своих мастеров и при Мономахе собор строили с помощью киевских зодчих. Важнейшими причинами, вызвавшими энергичный рост монументального строительства, были быстрый экономический расцвет города и такое же быстрое усиление его политического значения как столицы мощного самостоятельного княжества.

Об экономическом значении Смоленска и его роли во внешней торговле Руси свидетельствует также очень своеобразный памятник архитектуры, раскопанный в 1958 году в 30 метрах к западу от церкви Ивана Богослова. Форма здания оказалась совершенно необычной для русского зодчества: это была ротонда — круглая постройка. Она имела наружный диаметр около 18 метров, внутри довольно тесно стояли четыре мощных квадратных столба. Необычная форма сооружения вызвала многочисленные толкования и споры о его назначении.

Одни исследователи высказывали предположения, что это здание «академической школы», другие считали ротонду оборонительным сооружением, боевой башней. В действительности же она оказалась «латинской божницей», то есть церковью иноземных купцов. О том, что «немецкие» (то есть североевропейские) купцы имели в Смоленске свою церковь, было известно из письменных источников XIII века. Однако изучение раскопанного памятника показало, что строился он значительно раньше, уже во второй половине XII века. Наличие в Смоленске специальной «латинской» церкви, безусловно, является одним из ярких свидетельств интенсивных международных связей города.

Замечательно, что план ротонды полностью соответствует типичным планам североевропейских, романских храмов. В то же время вся строительная техника — обычная смоленская, ничего общего не имеющая с североевропейской. Очевидно, что здание строилось под руководством какого-то приезжего зодчего, но возводили его местные мастера.

Начало расцвета монументального строительства в Смоленске в 40-х годах XII века было, несомненно, связано с приглашением сюда группы южнорусских мастеров. Об этом недвусмысленно свидетельствуют архитектурные формы самих памятников, которые относятся к южнорусской архитектурной школе. Некоторые технические детали, например знаки на кирпичах, позволяют утверждать, что мастера приехали не из Киева, а из Чернигова. Но одними приглашенными мастерами такое широкое строительство, которое развернулось в Смоленске в середине XII века, нельзя было обеспечить. Видимо, здесь быстро сложились и свои строительные кадры. Высокое качество строительства, а также наличие различных вариантов зданий, в том числе и очень оригинальных, дают все основания полагать, что смоленские мастера были опытными строителями, что в Смоленске в середине XII века имелись уже прекрасные кадры как зодчих — руководителей строительства, так и мастеров — исполнителей.

Но вправе ли мы считать, что в Смоленске в XII веке уже сложилась самостоятельная архитектурная школа? На этот вопрос следует ответить решительным отрицанием. Все формы смоленских памятников этой поры имеют прямые аналогии с памятниками Киева, Волыни и особенно Чернигова. Поэтому смоленское зодчество XII века надо рассматривать как входящее в южнорусскую архитектурную школу, которую принято называть (более или менее условно) киевской школой.

Положение резко изменилось в конце XII века. Открытие значительного количества замечательных памятников смоленского зодчества, возведенных в конце XII — начале XIII века, поразило историков архитектуры и заставило во многом пересмотреть общую картину развития русского зодчества в предмонгольский период и особенно картину взаимосвязи различных архитектурных школ. Как по количеству возведенных построек, так и по яркости и своеобразию их облика смоленское зодчество этой поры, как оказалось, занимало одно из первых мест на Руси. Это была вполне самостоятельная школа, обладавшая целым рядом только ей присущих приемов, существенно отличавшаяся от других русских архитектурных школ.

Начав развернутое монументальное строительство лишь в 40-х годах XII века, Смоленск к 90-м годам этого же века, то есть за какие-нибудь 50 лет, выдвинулся в ведущий архитектурно-строительный центр Руси. Возможно, что не все архитектурные формы смоленской школы были разработаны самостоятельно. Так, по-видимому, некоторые композиционные приемы заимствованы из архитектуры соседнего Полоцка. Но, восприняв эти формы, смоленские зодчие ярко и своеобразно их развили, создав поистине блестящую архитектурную школу.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".