Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Архитектурные достопримечательности Смоленска

Зодчество древнего Смоленска

Одним из выдающихся памятников древнерусского зодчества является церковь Архангела Михаила, обычно называемая Свирской. Построена она была в начале 90-х годов XII века в западной части Смоленска, на высоком, издалека хорошо видимом месте. В летописи отмечено, что это была личная церковь князя Давида Ростиславича, и, видимо, стояла она в его загородном дворе. В той же летописи особо подчеркнуто роскошное внутреннее убранство храма.


Церковь Архангела Михаила (Свирская). Конец XII века

Памятник сохранился почти полностью, правда, некоторые формы его искажены, своды частично переложены. Храм представляет собой высокое, почти квадратное в плане здание. Фасады его первоначально завершались не тремя полукружиями закомар, а лишь одной центральной закомарой и по бокам двумя полузакомарами. В целом эта композиция составляла на каждом фасаде трехлопастное завершение. Расположенные внутри четыре столба поддерживали очень стройный барабан купола.

Снаружи барабан как бы приподнят на специальном пьедестале. Это придавало композиции большую остроту, здание как бы устремлялось вверх, чего совершенно не было в храмах предшествующей поры. Впечатление устремленности кверху подчеркивается пристройками — притворами, меньшими по высоте, чем основной объем. Они придают силуэту храма ступенчатость и еще более усиливают динамичность всей композиции. С восточной стороны здания такую же роль, как притворы на остальных фасадах, играет сильно выдвинутая центральная апсида. Боковые же апсиды имеют снаружи прямоугольные очертания и значительно ниже. Северный и южный притворы первоначально также имели свои апсиды. Б целом здание обладало подчеркнутой центричностью композиции.

Все декоративное убранство храма было задумано так, чтобы максимально усилить впечатление, которое создавала динамическая композиция его масс. Лопатки стали теперь трактоваться как сложнопрофилированные пилястры, состоящие из уступов с тонкой полуколонной на них. Такие пилястры создают на фасадах огромное количество членений и тем самым усиливают выразительность вертикальной устремленности этого замечательного сооружения.

Вообще, декоративное убранство Михайловской церкви значительно богаче, чем более ранних памятников. Кроме аркатурных поясков и полос поребрика здесь применены декоративные ниши и сочетания таких ниш, бровки над окнами. По средней части здания проходит широкая полоса декоративной полосатой кладки. Она выполнена таким образом, что на фасад выходят не все торцы кирпичей, а через один ряд. Промежуточные ряды кирпичей прикрыты раствором и не видны снаружи.


Церковь Архангела Михаила. Деталь декоративной кладки

Такой прием («кладка со скрытым рядом») широко использовался в русском зодчестве XI века; но там он имел и строительно-техническое назначение. В Михайловской же церкви это чисто декоративный прием, использованный для максимального насыщения фасадов различными элементами декора. В настоящее время церковь покрыта побелкой, поэтому декоративная разработка ее фасадов почти не видна.

Поразительно яркий образ и необычные формы церкви Архангела Михаила давно уже привлекали к ней внимание исследователей. Однако единичность этого памятника, отсутствие построек, близких по композиции, заставляли рассматривать его как уникальное явление, не характерное ни для смоленской архитектуры, ни для русской архитектуры в целом. Лишь археологические раскопки последних лет показали, что в Смоленске существовало большое количество сооружений, близких по типу Михайловской церкви. Таким образом, она является лишь единственным сохранившимся образцом целой многочисленной группы архитектурных сооружений Смоленска конца XII — начала XIII века.


Собор Троицкого монастыря на Кловке. Предполагаемый первоначальный облик здания

Наиболее близка Михайловской церкви по схеме своего плана церковь Троицкого монастыря, который был расположен за западной окраиной современного Смоленска, на левом берегу Днепра, близ впадения в него речки Кловки. Этот памятник был раскопан в 1972—1973 годах. К основному объему храма с трех сторон также примыкали притворы, причем северный и южный с самостоятельными апсидами. Очевидно, здание собора Троицкого монастыря имело не менее ярко выраженную ступенчатую динамическую композицию, чем в Михайловской церкви. Не менее сложна была и профилировка пилястр этого храма.

Несколько иной вариант представляла собой церковь Спасского монастыря у деревни Чернушки, раскопанная в 1964 году. Ее план также в общих чертах повторяет план Михайловской церкви. Основное отличие заключается в том, что северная и южная пристройки расположены не у порталов, то есть не в середине фасадов храма, а сдвинуты к его восточным углам. С севера, кроме того, к зданию примыкает небольшой участок галереи.


Фрагмент храма Троицкого монастыря на Кловке

Эти отличия плана не могли, однако, вызвать существенных изменений общей композиционной идеи. Все данные свидетельствуют о том, что церковь Спасского монастыря, подобно Михайловской, имела башнеобразное построение объема и такую же динамическую композицию. Любопытно, что это удалось проверить даже по такому чисто техническому признаку, как осадка фундаментов. Выяснилось, что подкупольные столбы несли на себе наибольшую нагрузку, стены здания меньшую, а приделы и галерея — совсем небольшую.

Вскрытые раскопками смоленские памятники, относящиеся к концу XII — началу XIII века и близкие по схеме к церкви Архангела Михаила, оказались очень разнообразными. К ним относятся церкви на Воскресенской горе (раскопана в 1964—1965 гг. под существующим зданием Воскресенской церкви XVIII века), на малой Рачевке (на углу улиц Соболева и 2-й Верхний валок, раскопки 1966 г.), у устья реки Чуриловки (Большая Краснофлотская ул., близ Нового моста), раскопанная в 1972 году, и так называемая Пятницкая церковь (Большая Краснофлотская ул., в районе бывш. Пятницкого ручья), вскрытая при строительстве жилого дома в 1951 году.

Таким образом, кроме Михайловской церкви в Смоленске существовало еще по меньшей мере шесть памятников, имевших подобную башнеобразную композицию. Несмотря на общность основной композиционной идеи, они обладают целым рядом особенностей, свидетельствующих о «почерке» разных зодчих.

Одновременно с этими постройками, также на рубеже XII—XIII веков, в Смоленске было возведено несколько храмов другого типа. Это церковь, раскопанная в 1967 году на Окопном (Окопском) кладбище, церковь «на Протоке», обнаруженная в 1962—1963 годах на восточной окраине города, и остатки маленького храма, раскопанного в 1973 году на Большой Краснофлотской улице.

Отличительной особенностью этих трех памятников являются их плоские апсиды, имеющие снаружи прямолинейные очертания. Таким образом, все четыре фасада получаются более или менее плоскими — прием, совершенно не применявшийся в ту пору в архитектуре других русских городов. К сожалению, у нас почти нет данных, чтобы судить о верхних частях зданий такого типа, а следовательно, и о их композиции.

Замечательно, что эти три храма отличаются от прочих памятников смоленского зодчества не только особенностями плана, но и целым рядом технических деталей. Очевидно, в Смоленске одновременно существовало несколько самостоятельных строительных артелей, различавшихся по своим строительным приемам и традициям.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".