Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Архитектурные достопримечательности Смоленска

Зодчество древнего Смоленска

Интерьеры большинства смоленских памятников зодчества XII века первоначально были покрыты фресковыми росписями. К сожалению, ни в одной из построек не сохранилось более или менее существенных остатков живописи. Куски разбитой штукатурки с росписью неоднократно находили в процессе археологических раскопок. Правда, в основном мелкие, из них нельзя было составить никаких изображений.

Однако бывали все же случаи, когда удавалось расчистить довольно большие фрагменты орнаментального характера. Тогда их закрепляли, снимали со стен и перевозили в музеи. Такие куски были вывезены из церквей на Воскресенской горе и Окопном кладбище.

По необычайно счастливому стечению обстоятельств многочисленные фрагменты росписей уцелели на стенах церкви «на Протоке». Сохранившиеся куски местами имели высоту до 1,5 метра от пола. В 1962—1963 годах во время раскопок тут работала специальная бригада реставраторов, которая вывезла в Государственный Эрмитаж около 40 квадратных метров живописи, не считая огромного количества мелких кусков, найденных в завалах. Часть из них в настоящее время уже обработана и смонтирована. Несколько кусков выставлены в Смоленском краеведческом музее, а в Эрмитаже создан даже особый зал древней смоленской монументальной живописи.


Церковь «на Протоке». Вид сверху в процессе раскопок

Нижняя часть росписей представляла собой стилизованное изображение как бы подвешенной ткани («плат»), а выше находились изображения святых и многофигурные композиции, сохранившиеся лишь частично. Особый интерес представляет роспись гробниц с декоративными мотивами, заимствованными с восточных и византийских тканей. Выявленные раскопками фресковые росписи не оставляют сомнений в том, что в Смоленске ко второй половине XII века сложились уже собственные художественные традиции и в области монументальной живописи.

Раскопки памятников смоленского зодчества дали очень много и для изучения строительной техники и строительного производства Древней Руси. Система разбивки плана, устройство фундаментов, техника кладки стен, сроки и организация строительства были изучены здесь значительно полнее, чем в других древних русских городах.

Громадный интерес представляют две кирпичеобжигательные печи конца XII — начала XIII века, раскопанные в Смоленске близ церкви «на Протоке» (1963 г.) и на улице Пушкина (1973 г.). Это были круглые печи диаметром около 4,5 метра, сложенные из кирпича на глине. Внутри они имели по семь поперечных стенок-перемычек, сквозь арки которых проходил топочный канал. Открытие этих печей — редчайший случай; ни в каком другом городе древнерусские кирпичеобжигательные печи не удалось изучить.


Кирпичеобжигательная печь конца XII века

Экономический и политический расцвет Смоленска в конце XII века позволили создать в этом городе не только опытные, но и многочисленные кадры строителей. К настоящему времени известно уже 10 кирпичных построек, возведенных в Смоленске в конце XII — начале XIII века, выявлены следы еще нескольких построек.

Таким образом, можно утверждать, что Смоленск по интенсивности строительства занимал в этот период первое место среди русских городов. Даже Киев, Владимир и Новгород уступали ему по количеству возведенных монументальных зданий.

Более того, оказалось, что смоленские зодчие строили в это время не только в Смоленске, но и в других русских землях.

Несомненно, что именно смоленские мастера возвели в 1207 году в Новгороде Пятницкую церковь, сохранившуюся сейчас более чем наполовину своей первоначальной высоты. Археологические раскопки, проведенные в Старой Рязани (древняя столица Рязанского княжества), показали, что и там один из храмов строили смоленские зодчие. Наконец, даже в самом Киеве, который еще за сто лет до этого был единственным архитектурным центром Руси, на рубеже XII и XIII веков была построена церковь на Вознесенском спуске (вскрыта раскопками), относящаяся к смоленской архитектурной школе.

Широкое поле деятельности смоленских зодчих, привлечение их к строительству в других русских землях объясняется не только наличием в Смоленске опытных и многочисленных строительных кадров, но и прогрессивностью применявшихся там архитектурных форм.

Смоленские постройки представляли собой торжественные и чрезвычайно декоративные памятники, с острым силуэтом и динамичностью композиции. Они полностью отвечали тем представлениям об архитектурном образе храма-монумента, который в различных вариантах разрабатывался в этот период в русском зодчестве.

Когда же закончился расцвет смоленской архитектуры? Точно ответить трудно, но несомненно, что расцвет был коротким. Уже в 30-х годах XIII века начались междоусобные распри смоленских князей. Страшный мор (эпидемия), пронесшийся над Смоленском в 1230 году, унес более 30 тысяч жизней. Кроме того, начались набеги литовских войск. Все это должно было резко отрицательно сказаться на строительной деятельности.

Монгольское вторжение непосредственно не. коснулось Смоленска, город не захватила монгольская армия, но тем не менее его экономические возможности, вероятно, были сильно подорваны. Ведь и в Новгороде, также не затронутом монгольским разгромом, монументальное строительство в это время почти полностью прекратилось. А позже начался период, когда Смоленск постепенно терял свою политическую самостоятельность, что вряд ли способствовало развитию его архитектуры.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".