Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Архитектурные достопримечательности Смоленска

Памятники XVII—XX веков

В центральной части города, на углу улиц Коненкова и Пржевальского, находится третий из дошедших до нас памятников смоленского зодчества, заложенных в XVII веке,— соборная церковь Вознесенского монастыря. Возникновение самого монастыря обычно относят к 1515 году. Однако все постройки здесь были деревянные, и лишь в конце XVII века начата подготовка к возведению обширного каменного храма с приделом, трапезной и колокольней.

Размах строительства и слова документа о том, что собор строился по указу не только «великих государей Иоанна и Петра», но и «по обещанию матери его государевой... Наталии Кирилловны», подтверждают, видимо, предположение о воспитании в этом монастыре дочери стрелецкого полковника Наталии Нарышкиной, будущей царицы и матери Петра I.

В 1692 году в Смоленск для составления сметы «на исправление» крепостных стен приехал каменных дел подмастерье Гур Вахромеев. Судя по документам, он составил смету и на строительство Вознесенской церкви. Начинал же строить один из крупных московских зодчих — Осип Старцев. В 1693 году он приехал в Смоленск и привез чертеж и образец, «какову церковь по мере и образцу каменную строить». Чертеж, «каков учинен на Москве», определял размеры будущего здания. Кто составлял его, пока неизвестно.

К 1697 году собор в основном был закончен. Однако ураган, пронесшийся над городом в том же году, настолько повредил здание, что исправление затянулось до 1700 года. Руководили строительством разные мастера: уже в 1693 году Осипа Старцева сменил Данила Калинин, а затем Кондрат Мымрин.

Вознесенский собор представляет собой тот же характерный для московского зодчества конца XVII века бесстолпный храм с трапезной. С запада к трапезной примыкает колокольня, ее мощный восьмерик «звона» поставлен на два разновеликих четверика. С северной и южной сторон к колокольне пристроены крыльца. Как колокольня, так и стройный объем храма увенчаны барабанами со шлемовидными главами. Обращает на себя внимание почти полное отсутствие декоративного убранства, столь несвойственное сооружениям XVII века. Выразительный силуэт этого здания, поставленного на вершине холма, хорошо виден из многих мест города.


Собор Вознесенского монастыря

Собор реставрирован в 1968—1969 годах по проекту архитекторов Г.М. Аптекина и В.В. Шеко. Интерьер его приспособлен под выставочный зал по проекту С.В. Шестопала.

К северному фасаду Вознесенского собора примыкает небольшая церковь Екатерины, построенная в 1764 году. Пока неясно, кто был ее автором. В популярной литературе им назван М.Ф. Казаков, но есть основания сомневаться в этом.

Здание небольшое; его приземистый четверик увенчан луковичной главкой на фигурной шее.

Таковы три архитектурных ансамбля Смоленска, относящиеся к последней четверти или концу XVII века. К ним следует добавить еще одну постройку, время возведения которой неизвестно, но, судя по архитектурным формам, также связанную с XVII веком. Это так называемые палаты архиепископа или Варваринская церковь, стоящая к западу от церкви Петра и Павла.

Здание представляет собой удлиненный двухэтажный объем. С запада к нему примыкает колокольня, состоящая из трех равных по ширине четвериков и — вверху — восьмерика «звона». Колокольня увенчана высоким шатром, крытым черепицей. С севера и юга к ней примыкают высокие нарядные крыльца.


Крыльцо колокольни Варваринской церкви. XVII век

Имеющиеся документы свидетельствуют, что постройка выполнена в середине XVIII века. Однако архитектурные формы колокольни и оформление крылец заставляют полагать, что в действительности здание относится к более древнему времени — к XVII веку, а в середине XVIII века проводилась лишь какая-то его перестройка.

Таким образом, на рубеже XVII и XVIII веков в Смоленске развернулось оживленное строительство. Оно осуществлялось в основном под руководством московских зодчих, и поэтому в смоленских памятниках этой поры, казалось бы, трудно ожидать какую-либо специфику. Однако если так называемые палаты архиепископа возле церкви Петра и Павла действительно напоминают по стилю памятники московского зодчества XVII века, то в остальных постройках такой явной близости не наблюдается.

В Успенском соборе это легко объяснимо тем обстоятельством, что здание было закончено лишь во второй половине XVIII века и господствующие формы как бы «забили» в архитектуре собора все более древние элементы. Но в соборах Троицкого и Вознесенского монастырей, целиком построенных на рубеже XVII и XVIII веков, московские архитектурные формы, формы так называемого нарышкинского барокко, также ощущаются очень слабо.

Собор Троицкого монастыря начали сооружать в 70-х годах XVII века и, видимо, капитально обновили в 1727 году; поэтому форм московского зодчества рубежа XVII и XVIII веков здесь могло и не быть. Но собор Вознесенского монастыря строили только в 90-х годах XVII века, когда нарышкинское барокко было в Москве полностью господствующим стилем. Обращает на себя внимание чрезвычайная скупость декоративного убранства обоих этих зданий, быть может вызванная перестройками первой половины XVIII века.

Но каковы бы ни были причины своеобразия облика смоленских построек, возведенных на рубеже XVII и XVIII веков, безусловно, что в дальнейшем именно эти особенности сыграли свою роль в сложении того варианта русского провинциального зодчества, который стал характерен для Смоленска в XVIII веке.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".