Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Архитектурные достопримечательности Смоленска

Памятники XVII—XX веков

Художественные вкусы смолян были довольно устойчивыми, и даже в последней трети XVIII века скромные приходские церкви они строили в тех же формах, что и в середине века. Такова, например, церковь Благовещения, сооруженная в 1773 году. Она поставлена у северного склона Соборной горы; ниже ее в древности была расположена торговая площадь Смоленска.

В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, и в 1952 году ее апсида, трапезная и колокольня были разобраны. Центральная часть здания реставрирована по проекту архитектора Н.Н. Свешникова.

Стройный объем храма увенчан типичным для Смоленска восьмигранным двухъярусным барабаном с небольшой главкой. Здание служит как бы промежуточным звеном между ансамблем Соборной горы, памятником Кутузову и расположенными ниже Днепровскими воротами.

В восточной части города, на холме, стоит один из интереснейших памятников смоленского зодчества конца XVIII века — Георгиевская церковь, построенная в 1782 году. Если по планировке это все та же приходская церковь, тип которой многократно повторен в смоленских постройках XVIII века, то в композиции здесь использован новый прием: на прямоугольный центральный объем поставлен широкий восьмерик, увенчанный небольшим двухъярусным барабаном с главкой. Архитектурные формы, в особенности декоративное оформление окон восьмерика, выдержаны еще в духе барокко. Могучий силуэт здания хорошо виден со значительного расстояния и даже сейчас, несмотря на повреждения, очень выразителен.

Архитектурные формы памятников смоленского зодчества XVIII века в целом несколько запаздывают по сравнению с подобными формами в архитектуре Москвы, не говоря уже о Петербурге. Кроме того, в смоленском зодчестве этого времени (особенно в архитектуре церквей) чувствуется какая-то общность, восходящая, по-видимому, еще к памятникам начала XVIII века, что придает смоленской архитектуре определенное своеобразие.

Эта традиционность форм сказывается даже в некоторых постройках XIX века, например в Верхне-Георгиевской церкви, находящейся на Покровской горе (поблизости от улицы 12 лет Октября). Она построена в 1810 году, но если не знать точной даты сооружения, церковь можно было бы отнести к гораздо более раннему времени, настолько архаичны ее формы.

Во второй половине XVIII и начале XIX века в России проводилась большая работа по регулированию городской застройки и созданию новых генеральных планов городов. В 1779 году был утвержден генеральный план Смоленска, предусматривавший спрямление его улиц, геометричность планировки. Центральная часть города должна была быть разбита на прямоугольные кварталы без учета исторически сложившейся сетки улиц, без учета рельефа местности. К счастью, до Отечественной войны 1812 года существенных работ по перепланировке произвести не успели.

В 1813 году в Смоленск из Петербурга был прислан архитекторский помощник Корнеев «для разбивки разоренных городов на кварталы». Он проработал здесь год, и, по-видимому, по его материалам архитектор В. Гесте к 1816 году составил новый проект генерального плана, который был утвержден в 1817 году.

Этот генеральный план также придавал городской застройке элементы регулярности, однако не нарушал исторически сложившейся структуры центральной части города. Сетка улиц в старой части Смоленска была лишь несколько упорядочена, в то время как на правобережье и в южной части города предлагалось создать четкую геометрическую структуру.

Генеральный план 1817 года на долгие годы определил пути развития планировки Смоленска. Планы, утвержденные в 1857, 1882 и 1897 годах, вносили лишь незначительные коррективы, развивая идеи плана 1817 года. Таким образом, сама плановая структура города во многом носит черты архитектуры классицизма.

Новые веяния — архитектурные формы чистого классицизма начали появляться в Смоленске уже в последней четверти XVIII века. Так, в 1781 году в центре города, вокруг плац-парадной площади (теперь сад имени М.И. Глинки), по проекту губернского архитектора М.Н. Слепнева было построено 16 каменных двухэтажных зданий для губернских и городских учреждений.

В настоящее время сохранился лишь бывший дом губернатора, в котором теперь размещается музыкальное училище. В плане это Г-образное здание; главный фасад его обращен к улице Октябрьской революции. Первоначальная планировка его изменена, а в 30-х годах XX века был надстроен еще один, третий этаж и ликвидирован балкон, украшавший главный фасад.

В октябре — ноябре 1917 года в этом здании размещался Военно-революционный комитет и Совет рабочих и солдатских депутатов.

В 1792 году на высоком холме, у самой крепостной стены, была возведена Покровская церковь. Хорошие пропорции здания и выразительный декор говорят о руке опытного архитектора, быть может, того же М.Н. Слепнева. В оформлении церкви заметно влияние строгого классицизма. Очень выразительна композиция колокольни; на высокий первый ярус поставлен низкий четверик, служащий как бы пьедесталом для стройного восьмерика «звона» с шлемовидным покрытием. К сожалению, к алтарной части и южному фасаду колокольни были пристроены двухэтажные дома, искажающие композицию памятника.

Формы чистого классицизма еще ярче проступают в здании надвратной Одигитриевской церкви (так называемые Днепровские ворота). Она стоит на месте главной въездной башни Смоленской крепости — Фроловской. В начале XVIII века башня находилась в полуразрушенном состоянии, и, опасаясь обвала, ее разобрали. Над воротами построили деревянную церковь, замененную в конце XVIII века каменной. При этом церковь, как и предшествовавшая ей башня, была надвратной, расположенной над проездом, ведшим к Днепровскому мосту.


Надвратная Одигитриевская церковь (Днепровские ворота)

В 1811—1813 годах здание церкви полностью перестроили по проекту архитектора М.Н. Слепнева. Оно сравнительно мало пострадало от времени; в 1956 году было восстановлено, и с 1961 года здесь размещается культпросветучилище.

Интерьер церкви полностью изменен, но внешний вид сохранился первоначальным. Это небольшое двухэтажное здание, увенчанное четырехгранным барабаном, который перекрыт куполом. Боковыми фасадами оно примыкает к крепостной стене. По обеим сторонам от церкви над стеной возвышаются четырехгранные башенки — звонницы. Легкий портик, украшающий центральную часть южного и северного фасадов, опирается на тяжелые рустованные пилоны арки. В настоящее время арка заложена, так как современный мост через Днепр находится несколько западнее.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".