Архитектурные достопримечательности Смоленска
Памятники XVII—XX веков
Лучшим из небольшого числа памятников архитектуры первой трети XIX века, сохранившихся в Смоленске, является здание бывш. Дворянского собрания (ныне корпус медицинского института). Оно расположено в центре города, с восточной стороны сада имени М.И. Глинки. Возведено в 1825 году.
Корпус медицинского института (здание бывш. Дворянского собрания)
Считалось, что автором проекта является видный петербургский архитектор А.И. Мельников. Однако недавно в архиве был найден проект этого здания, подписанный губернским архитектором М.Н. Слепневым. Вопрос об авторстве, таким образом, решился достаточно определенно. Не вызывает, сомнений, что данный памятник выдерживает сравнение с лучшими произведениями столичной архитектуры.
Дом бывш. Дворянского собрания двумя одинаковыми фасадами выходит на параллельные улицы — Глинки и Маяковского. Центральная часть здания украшена двумя идентичными мало выступающими шестиколонными портиками ионического ордера, поддерживающими фронтоны. Портики опираются на рустованный цоколь, в котором расположены арки парадного входа. Более низкие двухэтажные крылья здания декорированы плоскими пилястрами и завершены скромным карнизом. Парадная лестница из обширного, украшенного колоннами вестибюля ведет в большой прямоугольный двусветный зал, являющийся центром объемной композиции здания.
Последним по времени из сохранившихся в Смоленске памятников архитектуры периода классицизма является здание Ахтырской церкви. Она была сооружена над главными воротами Вознесенского монастыря в 1830 году по проекту губернского архитектора Альшевского. В 1970—1971 годах здание реставрировано по проекту Г.М. Аптекина и Г.Н. Люсого.
Церковь представляет собой стройный объем, увенчанный круглым барабаном с куполом. Особое внимание уделено главному, восточному фасаду, где в центре первого этажа сделана ложная арка, обрамленная крупным штукатурным рустом.
В середине и второй половине XIX века в Смоленске, как и в других русских городах, возводится множество невзрачных домов, строятся особняки купцов и дворян, в архитектуре которых, часто без меры, использованы детали разных стилей. Но и среди этих эклектичных сооружений встречаются интересные.
Одним из лучших зданий данного периода является бывш. особняк Энгельгардта на улице Глинки. Иногда ошибочно считают, что он был построен еще в конце XVIII века, а позднее перестроен. Однако, судя по архивным данным, дом был построен в 1878—1879 годах «на пустопорожнем месте». Автор проекта неизвестен.
Средняя часть главного фасада — двухэтажная, а боковые — понижены. В центре — декоративно оформленный портал. Над средней частью фасадов (кроме южного) возвышаются небольшие фронтоны сложной формы.
Архитектура рубежа XIX и XX веков представлена в Смоленске несколькими интересными постройками. К ним прежде всего относятся бывш. дом Будникова и здание картинной галереи.
Дом, построенный в 1895 году по заказу купца Будникова, расположен на углу улиц Коммунистической и Маяковского, в центральной части города. В 50-х годах нашего века здание было восстановлено в его прежнем архитектурном оформлении. В убранстве фасадов широко использована майолика. Особенно наряден композиционный центр здания — срезанный угол, где над балконом выложен из майолики герб Смоленска. Полихромность оформления дополняет цветная штукатурка. Несмотря на некоторую измельченность декора, здание является интересным памятником архитектуры конца XIX века. Сейчас здесь располагается Дом пионеров. Здание картинной галереи, находящееся на улице Крупской, построено в 1903—1905 годах на средства Е.К. Святополк-Четвертинской специально для размещения художественной коллекции известной собирательницы М.К. Тенишевой. В 1911 году М.К. Тенишева передала коллекцию Московскому археологическому институту, а через год Е.К. Святополк-Четвертинская передала в собственность института и само здание галереи.
Проект постройки исполнил художник С.В. Малютин, проект вестибюля — В.М. Васнецов, а оформление входа и оконные решетки выполнены по рисунку М.К. Тенишевой. Строил здание И.Ф. Барщевский.
Дом не перестраивался и сохранился в первоначальном виде. Основную роль в убранстве его играет цвет: стены сложены из красного кирпича, с расшитыми швами, орнаментальные пояса сделаны из белого кирпича и из зеленых майоликовых плиток. Над входом расположен нарядный картуш, выполненный с применением майолики. Эту цветовую гамму первоначально дополняли красная черепичная кровля и цветные стекла.
Здание картинной галереи
Как бывш. дом Будникова, так и здание картинной галереи относятся к тому направлению в русской архитектуре рубежа XIX и XX веков, которое обычно называют стилем модерн. К другому, стилизаторскому направлению относится костел, выполненный в формах польской готики и расположенный в южной части города, на улице Урицкого. Он построен в 1894 году, автор его неизвестен. В настоящее время тут находится хранилище архива.
Определенный интерес представляет здание бывш. начального училища памяти 1812 года (ныне здесь Музей боевой славы). Оно построено к столетию Отечественной войны 1812 года на месте древней крепостной башни, взорванной французской армией. Мемориальная цель строительства училища и расположение его рядом с древней крепостной стеной дали автору проекта (архитектор Н.В. Запутряев) мысль использовать мотивы крепостного зодчества: к основному объему здания примыкают небольшие декоративные башенки. Здание выполнено из красного кирпича с расшитыми швами. Рядом расположен памятник героям войны 1812 года.
Таковы последние по времени предреволюционные памятники смоленской архитектуры, завершающие ее многовековой путь развития. Новый этап развития архитектуры города наступил уже после Великой Октябрьской социалистической революции.
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".