Соловецкий
Зосимо-Савватиевский
Спасо-Преображенский монастырь

в честь Преображения Господня, ставропигиальный

Соловецкий Зосимо-Савватиевский Спасо-Преображенский монастырь

Соловецкий Зосимо-Савватиевский Спасо-Преображенский монастырь

В 2000 году в монастыре более 30 человек

Основан в конце 20-х годов XV века на юго-западном берегу Соловецкого острова (длина острова — 25 км, ширина — от 7 до 16 км) в Белом море, при входе в Онежскую губу. Остров находится в 150 км от Полярного круга, в 60 км от г. Кеми, в 180 км от г. Онеги и в 300 км от г. Архангельска (по р. Северной Двине и Белому морю). Почти 8 месяцев в году морское сообщение с монастырём затруднено из-за морских бурь и полярных льдин.

Первым в 1428 году ступил на остров преподобный Герман, в 1429 году к нему присоединился преподобный Савватий, искавшие безмолвия и уединения. По преданию, с острова были удалены немногие находившиеся там мирские люди, а начало этому положило наказание двумя светлыми юношами жены одного рыбака (гора, где Ангелы высекли женщину, стала называться Секирной).

После смерти Савватия (1435 г.) в 1436 году на остров прибыл преподобный Зосима, начавший сооружение храма. Остров стал заселяться иноками. Зосима, ставший первым из числа соловецких подвижников игуменом монастыря, получил от новгородского архиепископа Феофила и боярыни Марфы-посадницы грамоту на вечное пользование землей, которая неоднократно подтверждалась московскими царями. В 1566 году святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были перенесены в Зосимо-Савватиевский придел Преображенского собора. Впоследствии в монастырь были перенесены и мощи преподобного Германа.

Монастырь стал крупной пограничной крепостью, выдерживавшей осаду и отражавшей нападения ливонцев и шведов. В 1584—1594 годах (по другим источникам — 1596 г.) под руководством мистера Трифона из валунов были сооружены гладкие с откосом стены (высота — до 10 м, толщина — 6 м) с крытым ходом, семью укрепленными воротами и восемью башнями с бойницами, на которых было установлено более 60 орудий. На берегу построены 2 острога — Кемской и Сумской, в 1694 году — часовня в память о посещении монастыря Петром I. Монастырь имел постоянный гарнизон (1 тысяча стрельцов) и подчиненную архимандриту воинскую команду. В 1781 году они были переданы под начало архангельского губернатора, в 1814 году упразднены вместе с крепостью, из которой вывезли все орудия. Архимандриты монастыря назначались царем и патриархом и не зависели от местной церковной и светской власти. Население монастыря было подсудно монастырскому собору.

Основоположники монастыря, и в первую очередь преподобный Зосима Соловецкий, определили его духовный образ жизни (моления и богоугодный труд). Монастырь стал центром распространения Православия на Севере России.

В течение восемнадцати лет игуменства святителя Филиппа (позднее, с 1565 года — митрополит Московский и всея Руси) осуществлялось большое строительство. В 1569 году в Тверском Отрочем монастыре он был убит царским опричником. Стал глубоко почитаемым в монастыре святым. В 1591 году его мощи были перенесены в монастырь, а в 1652 году новгородским митрополитом, будущим Патриархом Никоном (ранее был монахом в Соловецком монастыре),— в патриарший Успенский собор Московского Кремля, а в монастыре оставлена частичка святых мощей. В монастыре было собрано много ценных богослужебных книг и древних рукописей.

В 50—60-х годах XVII века монастырь — один из оплотов раскола в Русской Православной Церкви, выступил противником церковных реформ Патриарха Никона, сводившихся к исправлению богослужебных книг в соответствии с греческими образцами и др. Под лозунгом борьбы за старую веру в монастыре в 1668 году вспыхнуло восстание. Летом 1668 года царь Алексей Михайлович направил к монастырю большой отряд стрельцов (более 1 тысячи), который безуспешно в течение почти 8 лет осаждал крепость. Противоречия, возникшие между монахами и крестьянами, посадскими людьми, подорвали силы оборонявшихся. После того как монах Феоктист указал царскому воеводе Мещеринову тайный вход, 22 января 1676 года отряд стрельцов вошел в монастырь и открыл ворота. Почти все защитники монастыря погибли или были казнены (из 500 оборонявшихся осталось в живых 60).

С конца XVI века до 1902 года монастырь использовался и как место ссылки (в т.ч. в каменном заточении и пожизненно) противников политических и церковных властей.

В 1761 году монастырю присвоена ставропигия, т.е. монастырь перешел в непосредственное подчинение Московской Святейшего Синода конторе.

В 1854 году, во время Крымской войны 1853—1856 годов в монастырь была направлена инвалидная команда (50 пехотинцев, 5 артиллеристов, 8 орудий). Английская военная эскадра (3 корвета, 57 орудий, 560 человек) 6 и 7 июля 1854 года пыталась захватить монастырь, но нападение было отражено артиллерийским огнем с башен монастыря. После безрезультатной 9-часовой бомбардировки английские корабли были вынуждены отступить.

Хозяйственное освоение острова было заложено преподобным Зосимой Соловецким. В суровых климатических (влажный и холодный климат) и природных (обилие валунов, озёр и болот) условиях монахи с помощью паломников и местных жителей соорудили дороги, каналы, соединяющие многочисленные озера, дамбы, организовали рыбный и морской зверобойный промыслы, скотоводство, выращивали овощи и садовые культуры, перешли в основном на п родовол ьственное самообеспечение. Монастырь был одним из крупнейших поставщиков соли на отечественный рынок. В нем была одна из первых в России электростанций.

Архитектурный комплекс монастыря (церковные, жилые, хозяйственные постройки) выстроен по одной линии вдоль побережья. Главные здания монастыря соединены крытыми арочными переходами.

Главный храм — Спасо-Преображенский собор (Преображения Господня), каменный, громадный, трехъярусный, пятиглавый. Его строительство начато игуменом святителем Филиппом в 1556 году. Освящен в 1566 году. Был богато расписан. Внутри находился пятиярусный резной иконостас (1697 г., сооружался по велению Петра I). С одним приделом на южной стороне и 4 малыми храмами под угловыми главами собора. Под ним — усыпальница преподобного Зосимы. В 1859 году построен Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский соборный храм (каменный, с двумя приделами). В нижнем этаже храма — храм преподобного Германа. На правой стороне — часовня преподобного Иринарха. Далее — часовня-усыпальница святителя Филиппа. В 1557 году он освятил собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский), с братской одностолповой трапезной, (1552—1557 гг., площадью 500 кв. м), и келарской. Под трапезной — храм Рождества Пресвятой Богородицы (1859 г.). Над сводами Успенского храма — два храма, а с западной стороны — малая колокольня.

Между Успенским и Преображенским соборами — храм святителя Николая Чудотворца и колокольня монастыря (1777 г.). Все эти здания были расположены посредине монастыря и соединены между собой длинным каменным арковым коридором.

Отдельно стоит Больничный храм святителя Филиппа. Рядом с настоятельскими кельями — Святые ворота с надвратным храмом Благовещения (в нём находился иконостас художественной резьбы XVII века). В монастыре были построены 3 часовни. У восточной стены монастыря — Святое озеро.

На находящемся вблизи Соловецкого острова Анзерском острове в 1620 году преподобным Елеазаром был основан Свято-Троицкий Анзерский скит (каменный храм, в котором захоронили мощи преподобного Анзерского Елеазара). Будучи монахом, Никон находился в этом скиту (в нем он получил иноческое пострижение от рук преподобного Елеазара).

В 6 км от Анзерского скита и в 13 км от монастыря на куполообразной горе Голгофа (высота — 107 м), на месте первоначальных подвигов Савватия и Германа, в 1714 году иеромонахом Иовом, бывшим духовником Петра I, был основан Голгофо-Распятский скит (храм с приделом, в котором захоронили останки святителя Иова).

Монастырь был закрыт в 1920 году и преобразован в совхоз «Соловецкий». В 1923—1936 годах на территории монастыря располагался Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) для политических и уголовных заключенных, в 1936—1939 годах — Соловецкая тюрьма особого назначения. Соловки стали местом заключения также и духовенства, в т.ч. видных иерархов Русской Православной Церкви (только в 1925 году — 25 архиереев и более 100 церковно- и священнослужителей). С 1939 до 1956 года в Соловках находился переведенный из Кронштадта учебный отряд, готовивший специалистов для флота, в 1942—1945 годах — школа юнг. С 1962 года на острове расположилось предприятие «Йодпром», занимавшееся переработкой водорослей. В 1967 году в стенах монастыря был открыт филиал Архангельского краеведческого музея. В 1974 году остров Соловецкий и прилегающие к нему острова были объявлены Государственным историко-архитектурным и природным музеем-заповедником. Начались восстановительные и реставрационные работы.

В 1988 году на острове была зарегистрирована церковная община. Первые богослужения отправлялись в часовне святителя Филиппа, а затем и в храме его имени. 25 октября 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение открыть Зосимо-Савватиевский ставропигиальный Соловецкий мужской монастырь. На втором этаже корпуса у Никольских ворот был устроен тёплый домовый храм. В 1992 году состоялось малое освящение надвратного храма Благовещения Пресвятой Богородицы и первый постриг в монашество. В 1992 году впервые стала совершаться Божественная литургия в Секиро-Вознесенском скиту, Свято-Троицком скиту на острове Анзер и состоялось малое освящение Спасо-Преображенского собора. С января 1994 года проводились работы по реставрации иконостаса храма Благовещения Пресвятой Богородицы, с июня — консервационные работы на острове Анзер. В 1994 году впервые стала совершаться Божественная литургия в престольном храме, в храме святого апостола Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове и в храме Голгофо-Распятского скита на острове Анзер, а у горы Голгофы в память о всех пострадавших православных иерархах по Соловецкой традиции был установлен Поклонный Крест.

19—21 августа 1992 года состоялось перенесение из Санкт-Петербурга в Спасо-Преображенский собор святых мощей первооснователей монастыря преподобных соловецких чудотворцев — Зосимы, Савватия и Германа. Возглавил торжество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, передавший в дар обители напрестольное Святое Евангелие. В память о перенесении святых мощей у подножия Секирной горы, при основании лестницы, с которой во времена Соловецкого лагеря и тюрьмы сбрасывали узников, установлен Поклонный Крест.

В монастыре хранятся частицы святых мощей: Иоанна Предтечи, апостолов и евангелистов Матфея, Марка и Луки, святителя Николая Чудотворца, святого Иоанна Златоуста, великомучеников Пантелеймона, Георгия, Прокопия, святителя Спиридона, святителя Тихона, Патриарха Московского, священномучеников Владимира Киевского, Киприана и мученицы Иустины, бессребреника Кира, преодобного Амвросия Оптинского и других угодников Божиих.

Монастырь имеет подворья: в Москве — храм великомученика Георгия Победоносца в Ендове — г. Москва, Садовническая улица, 6; в Архангельске (на месте его исторического расположения) — 163000, г. Архангельск, наб. Сев. Двины, 77/1, а/я 129, тел. (8182) 43-34-53 и в Кеми — 186601, Республика Карелия, г. Кемь, пос. Рабочеостровск, ул. Портовая, 8, тел. (81458) 3-53-68. Кроме того, есть подворья в с. Фаустово (Воскресенский район Московской области), Радово (Архангельская область, Приморский район, деревня Ижма) и в поселке Красная горка под Санкт-Петербургом (церковь Благовещения Пресвятой Богородицы ).

Посмотрите также:

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".