Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Московский кафедральный Чудов монастырь

V. Существующие в настоящее время церкви

В настоящее время в Чудовом монастыре имеются четыре церкви:

1) Чуда Архистратига Михаила, среди монастыря, трехэтажная. Первая каменная церковь, устроенная при открытии мощей Святителя Алексия, была по повелению великого князя Иоанна Васильевича в 1501 году разобрана, и устроена вновь в настоящем виде, при чем и весь монастырь был перестроен заново. На задней стене у входа, с левой стороны, читается следующая надпись: «Сия церковь Архангела Михаила устроена при великом князе Иоанне Васильевиче, при архимандрите Феогносте, лето от сотворения Mиpa 7009 (1501); освящена 7012 (1504) лета митрополитом Симоном, архиепископом Геннадием Новогородским и епископы, а возобновлена лета от Р. Хр. 1779 при Московском митрополите Платоне.»

На правой стороне при входе другая надпись: «В лето 7356 (1848) при державе Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича, тщанием Филарета митрополита Московскаго и Коломенскаго, в сем храме Чуда Архангела Михаила, еже в Хонех, начато обновление иконостаса и стеннаго писания, а в 7357 (1849) году окончено к храмовому празднику 6-го дня месяца сентября.»

Храм сей хотя и был несколько раз возобновляем — при митрополитах: Платоне, Филарете, Леонтие и Сергие, но при этом всегда тщательно сохранялся не только древний наружный вид его, но и стиль письма. Так в последнее время, именно в 1893—1894 г., один известный Московский художник, Яков Ефимович Японешниковъ возымел усердие возобновить на свой счет и своими мастерами иконы в иконостасе этого храма, которые местами от времени попортились. По этому случаю монастырским начальством была приглашена археологическая комиссия, под наблюдением которой и производилась реставрация в том самом стиле, в котором вначале были писаны иконы. И должно отдать справедливость означенному художнику: реставрация произведена им превосходно, с строгим соблюдением древнего стиля, что засвидетельствовано и археологическою комиссией.

Наружный вид храма очень красив, с одним куполом на длинном фонаре с окнами. Стены его сверху под крышей окаймлены широким поясом узорчатого кирпича, а внизу над фундаментом имеется такой же карниз. Два нижние этажа составляют подвалы, сложенные из белого камня, с отдельными входами; верхний подвал имеет слабое освещение чрез малые оконные просветы, и в нем, надо полагать, когда-нибудь была церковь — усыпальница, или, по крайней мере, он предназначался для этого. Нижний подвал совершенно темный, служивший, как видно, местом самого погребения: он был весь завален землей и в недавнее только время открыт, при ремонтировании наружности церкви при митрополите Леонтии, при чем найдены железные вериги и несколько человеческих черепов и костей.

Внутри храма стены расписаны изображениями чудес Архистратига Михаила и некоторыми событиями из священной истории. Иконостас старинный, пятиярусный, и напоминает собою иконостас Успенского собора, для которого в свое время и послужил образцом при построении последнего. Иконы в нем древнего письма. Иконы Благовещения и четырех Евангелистов на царских вратах писаны в XVII веке, как значится в подписи на полях образа Иоанна Богослова, знаменитым царским иконописцем.

Симоном Ушаковым, украсившим многие Московские храмы произведениями своего искусства. Лик Богоматери озарен святым спокойствием, смирением и величием; лик Архангела сияет чистою радостию, с какою он благовестил Приснодеве тайну воплощения Сына Божия; в лицах Евангелистов проявляется углубление в тайны царствия Божия.

В алтаре над престолом висит на железных прутьях разная деревянная с позолотою сень с 12-ю главками; она замечательна затейливостью рисунка. О времени сооружения ее и о художнике свидетельствует вырезанная по краям вязью следующая надпись: «Лета 7150 (1641) сентября в 1 день сооружена сия сень над престолом Чуда Архистратига Михаила, иже в Хонех, при державе благовернаго, христолюбиваго Государя Царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси, лето державы царства его 29-е, и при его благоверной царице и великой княгине Евдокии Лукиановне и при государских детях, при благоверном царевиче Алексие Михаиловиче, в 7-е лето его возраста, и при благоверной царевне и великой княжне Анне и при благоверной царевне и великой княжне Татиане, для Чудова монастыря при старце Кирилле, да при келаре старце Сергие Ладыженском, да при казначее старце Варлааме, иже о Xpиcтe с братиею, монастырскою казною, рукоделье раба Божия Петра Ремизова.» На внутренних стенах сени и на ее небе написаны в греческом пошибе, по золоту, Божия Матерь с Предвечным Младенцем, окруженная царями и пророками: Давидом, Соломоном, Моисеем, Илиею, Даниилом, Иcaйeю, 3axapиeю и патриархом Иаковом.

В южном предалтарии, где был некогда придел Благовещения, в нише на южной стороне имеется изображение обретения мощей Святителя Алексия; пред изображением теплится лампадка, и надпись гласит что здесь почивало тело Святителя. Сюда дозволяется входить прикладываться к изображению даже и женщинам, несмотря на то, что место это отделяется от алтаря небольшим занавесом, не всегда даже задернутым.

Церковь Чуда Архистратига Михаила — древнейшая святыня Чудова монастыря и всегда была предметом особенного благоговейного чествования Московских Государей, которые в день храмового праздника любили слушать здесь Божественную литургию. В настоящее время в этой церкви бывают ранние литургии летом в праздничные дни.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".