Московский кафедральный Чудов монастырь

V. Существующие в настоящее время церкви

2) Церковь Святителя Алексия — соборная: в ней бывают архиерейские и прочие соборные служения и совершается ежедневное служение вечерни, утрени и поздней литургии. Нынешнее внутреннее украшение как этой церкви, так и находящейся рядом с ней Благовещенской, произведено тщанием митрополита Филарета, о чем свидетельствует литая медная доска с надписью о сем. Стены и своды обеих этих церквей одновременно расписаны художественно изображениями из Священного Писания и событий церковных, самый выбор которых сразу показывает глубокий богословский ум руководившего этим делом Святителя. Так в алтарях вы видите изображения событий из Ветхого Завета, служивших прообразами нашей новозаветной жертвы: там, в Благовещенском алтаре, у самого жертвенника, первый праведник приносит первую жертву от первородных овец своих, как прообраз Единородного и Агнца, закланного за грехи Mиpa,— и призре Бог, сказано, на Авеля и на дары его (Быт. 4, 4). Здесь Мельхиседек, царь и священник, прообразовавший Сына Божия, предлагает Аврааму, отцу веровавших, хлеб и вино, под видом которых Сам Прообразованный питает верующих хлебом животным и Кровию Своею. Здесь же Ной, в благодарность за спасение от потопа, приносит жертву от всех скотов чистых и от всех птиц чистых. А там Серафим, влагающий клещами в уста пророка горящий чистительный угль, взятый с пылающего огнем престола, только что не говорит священнодействующему здесь и причащающемуся: «ужаснися, человече, зря: огнь бо есть!...» Такими и подобными изображениями украшены эти алтари! Церкви и трапезы в свою очередь имеют соответствущие им украшения. Иконостас Алексиевской церкви сделан гладкий, бронзовый, обитый посеребренными, а колонны позолоченными, листами; царские врата все серебряные, литые, в коих серебра одиннадцать пудов. Изящество рисунка, глубокая мысль при сочетании принадлежностей Ветхого и Нового Заветов, и вообще отсутствие пестроты во всех этих произведениях, обращают должное внимание знатоков. В стене подле раки Святителя, в шкафе за стеклом хранится облачение, в котором обретены нетленные его мощи: кресчатый саккос, весь унизанный небольшими серебряными украшениями, или цатами, и мелким жемчугом, также епитрахиль и подризник; тут же находится и посох его. Серебряные украшения на одежде Святителя, сделанные в восточном вкусе, подтверждают существующее в монастыре предание, что это — то самое облачение, которое было изготовлено для него в Орде по повелению болящей царицы Тайдулы, когда она еще задолго до его прибытия увидела его во сне, пришедшим в архиерейском облачении, и с ним священников в их ризах, и вследствие этого видения велела немедленно готовить точно такие облачения, как она видела.

По стенам в разных местах храма размещены знамена, бунчуки и ключи от крепостей, взятые русскими войсками в знаменитую персидскую войну 1826—1828 годов. Этих трофеев здесь было больше; но в 1888 году г. синодальный обер-прокурор уведомил митрополита Московского, что Государь Император в 15 день марта всемилостивейше разрешил выдать Тифлисскому военному музею из Московского Чудова монастыря шесть знамен и четыре ключа, отбитые у Персиян в войну 1826—1828 годов, каковые и переданы командированному для принятия их военному инженеру капитану Герасимову.

В алтаре Алексиевской церкви есть досточтимая икона Святителя Алексия, писанная на верхней доске его гроба, которая в 1682 году была изъязвлена ножом от еретика Фомы Иванова, заразившегося кальвинскою ересью. Эта икона участвует во всех крестных ходах Москвы.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".