Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Московский кафедральный Чудов монастырь

V. Существующие в настоящее время церкви

3) Благовещения Пресвятой Богородицы,— рядом с Алексиевскою, в одном здании, устроенная вместо бывшего придела при церкви Чуда Архистратига Михаила, как сказано выше. Здесь ежедневно бывают ранние литургии.

В трапезе этой церкви имеется чтимая Московскими жителями чудотворная икона Святителя Николая, пред которой часто служат молебны. Она перенесена в Чудов монастырь в сороковых годах нынешнего (XIX-го) столетия из частного дома, где и прославилась чудесами. О ней в свое время было напечатано (в июльской книжке Душеполезного Чтения 1873 года) следующее известие:

Икона Святителя Николая в Чудовом монастыре

«В Москве, в Дорогомиловской слободе близ заставы с правой стороны, издавна стоят дома, принадлежащие разным семействам ямщиков Хухриковых. Там в нескольких саженях от заставы последним прежде стоял дом ямщика Петра Михайлова Хухрикова. В этом доме помещалось питейное заведение с продажею крепких напитков, или что то же, здесь был кабак.»

«Питейное заведение, как и обыкновенно, передним фасадом обращено было к большой проезжей дороге; по входе чрез крыльцо в заведение, на правой руке стоял прилавок, с которого и производилась продажа, напитков; за прилавком прямо на стене, ближе к углу, помещалась в киоте со стеклом икона Святителя Николая, письма не старого, мерою от 5 до 6 вершков в длину и почти столько же в ширину, в медной посеребренной ризе, с вызолоченным венцом; пред киoтою висела хрустальная лампадка для возжения масла, а к низу киоты прикреплен был небольшой медный подсвечник для поставления на нем свечи. Рядом с иконою помещалась небольшая икона Святителя Митрофана и бумажная картина духовного содержания.»

«По показание содержателя питейного заведения икона Святителя Николая устроена была виноторговцами того заведения после неприятельского нашествия в 1812 г., для домашней молитвы.»

«В 1840 г. Декабря 11-го Богоявленской, в Дорогомиловской слободе, церкви священник донес митрополиту Филарету, что сперва приходили к нему в дом две незнакомые женщины и просили его отслужить молебен угоднику Божию Николаю пред иконою его в питейном доме Хухрикова, объясняя, что угодник Божий, явившись им во сне велел то выполнить; но он священник, почитая место в питейном доме неблагопристойным для богомолья, где народ пьяный делает всякие неистовства, убедил женщин отслужить молебен в церкви. В другое время приходил незнакомый мужчина престарелых лет, по видимому нездоровый, и с ним женщина; они просили его в том же питейном доме отслужить молебен, уверяя, что от иконы Николая Чудотворца бывают больным исцеления. Владыка поручил местному благочинному дознать на месте об иконе Святителя Николая в доме Хухриковых. Благочинный донес митрополиту, где и как икона помещается в питейном заведении, что показано выше, присовокупив, что пред иконою горит неугасимая лампада; кружки для сбора денег при иконе не имеется. Владыка посему предписал, иметь благочинному с священником за иконою наблюдение в ожидании дальнейших последствий.»

«1846 г. сентября 3, священник Богоявленской, в Дорогомиловской слободе, церкви донес митрополиту, что к иконе Святителя Николая в штофной лавке при доме ямщика Хухрикова стекаются богомольцы, и просят служить пред иконою молебны; но он служит молебны для желающих только в своей церкви. При сем священник объяснял, что 1) находящаяся при доме ямщика Хухрикова икона Святителя Николая вставлена в доску, на которой по бокам написаны исторические изображения из жизни Святителя; икона в серебряной ризе, поставлена в киоте за стеклом с резною вызолоченною рамою; пред иконою высеребренный подсвечник с тремя восковыми свечами и три лампадки с маслом; от прилавка, за которым находится сиделец, икона отделена особою решеткою; при иконе в кружку собрано денег более 220 рублей, и 2) содержатель штофной лавки, в избежание ответственности, желает поместить икону в церкви, или устроить для нее особенную часовню; туда готов отдать и собранные деньги.»

«Владыка предписал: «Поелику о иконе сей еще в прежние годы были разглашения, а ныне она оказывается украшенною и снабженною подсвечником, употребляемым при церковных иконах, и собирается к ней доход; но нет приличия, чтобы икона не для домашнего только моления, но и особенно чтимая и по церковному украшенная, была в лавке, где продается вино; и поелику икона, по оказавшемуся к ней вниманию некоторых из народа, требует особенного наблюдения духовного начальства: то 1) икону и находящийся при ней подсвечник и кружку благовременно, без собрания народного, взять и перенести в кафедральную церковь Чудова монастыря для надлежащего наблюдения; 2) Наместнику оного принять икону и поставить в церкви в приличном месте; и 3) о том, будут ли приходить к ней для моления, и не будет ли замечено чего-нибудь особенного, доносить немедленно.»

«Икона Святителя Николая из штофной лавки 13 сентября взята и с собранными, при ней деньгами доставлена в Чудов монастырь. Наместник Чудова монастыря в конце того же 1846 года доносил митрополиту, что икона Святителя Николая, взятая из питейного дома, 5 октября вместе с киотою поставлена на одном из простенков в Благовещенской церкви Чудова монастыря. Владыка предписал, взятые с иконою деньги употреблять преимущественно для самой иконы на возжение свеч и елея, или на потребное украшеше. Икона сия, как чудотворная, доселе привлекает многих богомольцев.

Н. Розанов»

Для служения молебнов по желанию приходящих богомольцев во всякое время дня находится при иконе иеромонах; по четвергам, после поздней литургии, всегда бывает перед нею молебен с акафистом Святителю Николаю соборне.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".