Екатерининский парк города Пушкина

Резкие изменения в облике Царского Села произошли в середине XVIII века.

После смерти Петра I Россия пережила тяжелый период засилия иностранных временщиков, проводивших антинациональную политику, преследовавших, душивших всё русское, в том числе и русскую культуру. После того как был положен конец засилию иноземцев, создались возможности для подъема национальной культуры. Период 40—50-х годов XVIII века характеризуется ростом национального самосознания, расцветом экономической и культурной жизни России. Подготовлен был этот расцвет всем ходом исторического развития Русского государства в петровские времена, выходом России на мировую арену. В середине XVIII века основываются Московский университет, Академия художеств, первый русский профессиональный театр; гениальный ученый М.В. Ломоносов утверждает мировое значение русской научной мысли. Высокого патриотического звучания достигают лучшие произведения русского искусства того времени. Поэты воспевают славу и силу России в громкозвучных торжественных одах, архитекторы — в великолепных парадных сооружениях. Середина XVIII века знаменуется мощным расцветом русского зодчества. Именно в этот период, как в Петербурге, так и в его окрестностях, были созданы многие замечательные архитектурные ансамбли, поражающие своей грандиозностью и великолепием. Несмотря на ограничения, которые диктовались заказами двора и придворном знати, целая плеяда замечательных зодчих сумела в своем творчестве выйти за рамки интересов правящего класса и глубоко отразить идею мощи русского национального государства.

Для поддержания международного авторитета России, принимавшей у себя послов почти всех стран Европы и Азии, возникла необходимость в новой царской резиденции.

С этой целью в Царском Селе в 1744 году, на месте небольших каменных палат, началось строительство нового дворца. Автором первоначального проекта был молодой талантливый архитектор А.В. Квасов. Внутренняя отделка дворца была поручена выдающемуся русскому архитектору С.И. Чевакинскому (1713—ок. 1767).

Уже в ходе строительства не раз менялись архитектурные варианты дворца, с тем чтобы придать ему большую пышность и нарядность. В 1748 году дворец был закончен. Но вскоре началась его перестройка по проекту В.В. Растрелли (1700—1771). Крупнейший русский зодчий придал Царскосельскому дворцу тот окончательный парадный вид, который снискал ему мировую известность.

В.В. Растрелли, итальянец по происхождению, приехал в Петербург шестнадцатилетним мальчиком вместе со своим отцом-скульптором Карлом Растрелли. В России он нашел свою вторую родину. Здесь протекал и весь творческий путь этого великого зодчего, сформировался и расцвел его замечательный талант.

Царскосельский дворцово-парковый ансамбль, выполненный в годы творческой зрелости мастера, принадлежит к числу его лучших работ.

Здание дворца построено с характерным для русского искусства середины XVIII века стремлением к пышности и торжественности. Этому впечатлению способствуют и грандиозный фасад Протяженностью в 306 метров, и обилие скульптурных украшений, почти сплошь покрывающих стены, и яркое трехцветное сочетание белых колонн, голубых стен и золоченой скульптуры на фасадах и кровле.

Дворец является центральной частью огромного архитектурно-паркового ансамбля. Перед его юго-восточным фасадом возникла так называемая регулярная часть Екатерининского парка. Сад, распланированный в основном еще в петровское время, в 40-х годах XVIII века получил свое окончательное завершение.

Регулярные или архитектурные сады в то время были широко распространены в России. Они, подобно произведениям зодчества, создавались по строгой архитектурной форме, которой подчинялись расположение аллей и характер оформления деревьев и кустов. Поэтому такого типа сады получили название регулярных или «правильных». Симметрично расположенные аллеи напоминали собой зеленые коридоры. Деревья, посаженные плотными рядами, подстригались в форме кубов или шаров. Благодаря многообразным способам архитектурной обработки растительности сад украшался сложными сооружениями из зелени в виде высоких стен, сводчатых аллей (так называемые «огибные дороги»), лабиринтов и т.п. Всё это как бы повторяло убранство дворца: стриженые стены деревьев создавали впечатление дворцовых зал, небольшие правильной формы пруды напоминали зеркала, узорные цветники на фоне зеленых газонов — искусные ковры. Над подстриженным садом возвышались сверкающие золотом и украшенные многочисленной деревянной скульптурой нарядные парковые павильоны.

До наших дней сохранились два павильона этого времени — Эрмитаж и Грот.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".