Екатерининский парк города Пушкина
В 50-х годах XVIII века началось освоение новой территории сада, расположенной к северо-западу от Екатерининского дворца. Этот сад получил название Нового, а позднее, в XIX веке, стал называться Александровским парком. В дошедших до нашего времени документах не сохранилось имени автора планировки сада, но есть основания предполагать, что им был архитектор С.И. Чевакинский, с 1745 года работавший в Царском Селе. Непосредственными исполнителями проекта явились садовые мастера Кондаков и Шредер.
Растительность для царскосельских садов в то время доставлялась главным образом из Новгорода и из Подмосковья. Для устройства стриженых стенок и «огибных аллей» из-за границы выписывались специально выращенные шпалерные деревья. В отличие от европейских регулярных садов, в Царскосельском парке было посажено много берез. Белые стволы и свободные, не поддающиеся стрижке, кудрявые кроны, сочетаясь с зелеными стенами подстриженных деревьев, придавали парку особое своеобразие.
Первоначальный регулярный вид царскосельские сады сохраняли до 60-х годов XVIII века, а затем претерпели большие изменения.
После воцарения Екатерины II (1762) начинается новый период в истории царскосельских парков, связанный с изменениями в области художественной культуры. В русском искусстве второй половины XVIII века возникает новое направление, определяемое всем ходом исторического развития России.
Благодаря крупным экономическим сдвигам — оживлению торговых связей, росту мануфактур, а также блестящим военным победам русского народа в войнах XVIII века — Россия утверждается как могущественная мировая держава. Однако она продолжала оставаться крепостническим государством, и рост экономики страны сопровождался усилением эксплуатации крестьянства. Классовые противоречия достигли предельной остроты и вылились в ряд крестьянских восстаний. Наибольший размах носила крестьянская война 1773—1775 годов, во главе которой стоял Емельян Пугачев. Она была подавлена с беспримерной жестокостью.
Возмущение произволом помещиков и богачей захватывает прогрессивные слои общества. Среди передовых людей того времени широко распространяются идеи просветительства — протест против произвола, рабства, насилия, борьба за права свободного человека, который должен пользоваться всеми благами природы.
Эти идеи нашли свое выражение в философии, в литературе, во всех видах искусства того времени. В искусстве новые идейные течения породили борьбу художественных направлений, возникновение новых форм. Парадности, пышности, торжественности, характерным для произведений искусства середины века, противопоставлялись естественность и простота. Оставаясь в рамках дворянской культуры, искусство последней четверти XVIII века отражает идеи более широких кругов общества и таким образом получает более глубокую демократическую основу.
Господствующее место в русском искусстве второй половины XVIII века заняло художественное направление, получившее название русского классицизма. В основе его лежит обращение к формам античного искусства, т.е. искусства древней Греции и Рима. В период формирования просветительных идей античная культура, с ее стремлением к разумному и естественному, воспринималась как наиболее прогрессивная.
Выдающиеся русские архитекторы В.И. Баженов, И.Е. Старов, М.Ф. Казаков явились основоположниками нового направления, творчески переработали формы древней архитектуры, внеся в них традиции русского национального зодчества. Произведения этого периода вошли ценным вкладом в мировое искусство.
К концу XVIII века в паркостроительстве господствующую роль приобрел так называемый пейзажный парк. Такой парк, в отличие от регулярного, призван был вызывать интерес к природе, к ее естественным формам и их неисчерпаемому разнообразию. Однако природа должна была быть облагорожена и украшена искусством художника, умеющего подчеркнуть наиболее эффектные ее стороны.
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".