Екатерининский парк города Пушкина
Павильоны Эрмитаж и Эрмитажная кухня
Павильон Эрмитаж
Эрмитаж
В конце центральной аллеи виден нарядный павильон Эрмитаж — один из самых замечательных памятников русской садово-парковой архитектуры середины XVIII века. Строили его с 1744 по 1756 год крупнейшие архитекторы, одновременно работавшие над созданием Екатерининского дворца. Первоначальный проект принадлежал архитектору А.В. Квасову, продолжали и заканчивали работу С.И. Чевакинский и В.В. Растрелли.
Ярко окрашенный светлый фасад с множеством белых колонн (64 колонны по окружности здания) покрыт лепными украшениями в виде гирлянд, масок, раковин.
В первый период своего существования Эрмитаж был еще более великолепным. По центральному куполу спускались гирлянды из цветов и фруктов, огромное количество статуй украшало кровлю. Павильон стоял на мраморной площадке, окруженной фигурным рвом и балюстрадой с золоченой деревянной скульптурой. Богатая декоративная отделка, яркое сочетание золотого, белого и «лазоревого» цветов на его фасаде, общий характер парадности зданий объединяют Эрмитаж с Екатерининским дворцом. Это единство подчеркивалось и самим расположением павильона — в конце аллеи, идущей от центра дворца. Однако, соответственно различному назначению, оба здания имеют свои характерные особенности. Эрмитаж — это парковый павильон, рассчитанный на пейзаж регулярного сада с его подстриженными стенами зелени. Благодаря крестообразному плану павильона (от центра расходятся четыре пристройки), Эрмитаж оказывается целиком включенным, как бы «вписанным» в панораму сада.
Внутреннее убранство Эрмитажа отличалось парадностью. Стены залитых светом зала и галерей покрыты легкой деревянной золоченой резьбой, обрамляющей окна и зеркала; потолок и наддверники украшены живописью. Особую нарядность большому залу придавал паркетный рисунчатый пол, набранный из разнообразных пород дерева.
В создании Эрмитажа очень большая роль принадлежит русским мастерам — лепщикам, резчикам по дереву, позолотчикам.
В середине XVIII века в Царском Селе работало около двухсот резчиков по дереву. Основная часть резчиков, привезенных в Петербург из Московской Оружейной палаты, была поселена на Охте, где образовалось целое поколение искусных потомственных мастеров. В петровское время они строили и отделывали корабли, а затем, в период создания дворцов, стали украшать резьбой стены дворцовых зал. Из числа знаменитых «охтенских плотников» над украшением Эрмитажа работали Григорий Курицын и Гаврила Рыжий под руководством известного резчика-декоратора И. Дункера.
Эрмитаж, в переводе на русский язык, значит «место уединения». Здание было предназначено для небольших приемов и развлечений узкого круга придворных. В маленьком дворце были всевозможные хитроумные устройства. К ним относились модные в русских дворцах того времени подъемные столы: с помощью деревянных механизмов и канатов сервированные столы поднимались снизу в большой зал.
Свой первоначальный парадный вид павильон сохранял очень недолго. В конце XVIII века по распоряжению Екатерины II был засыпан фигурный ров, сняты мраморные плиты на площадке, убраны позолота и часть скульптуры на фасаде. Всё же павильон не потерял своего художественного значения как уникальный памятник архитектуры середины XVIII века.
В последние три года ведется реставрация здания, основанная на научном изучении его истории. Ввиду сложности, работы разделены на несколько очередей. В 1953—1954 годах по проекту архитектора А.А. Кедринского произведена первоначальная реставрация фасада и сделан проект воссоздания скульптурного убранства кровли, утраченного еще в прошлом веке. Следующий этап должен включить восстановление внутренней отделки здания и окружающей части парка.
Павильон Эрмитажная кухня
Эрмитажная кухня
Неподалеку от Эрмитажа, около ограды парка, находится одноэтажное красное кирпичное здание с зубчатой башенкой на кровле. В центре его — проезд в виде сквозной арки.
Это здание служило одновременно воротами в парк и кухней для обслуживания приемов, происходивших в Эрмитаже.
Павильон был построен в 1775 году по проекту архитектора В.И. Неелова на месте прежней деревянной кухни. Для архитектурного оформления Неелов использовал неоднократно повторенный им в других парковых сооружениях мотив зубчатых башен и неоштукатуренных кирпичных стен, украшенных белыми лепными деталями. В нишах со всех сторон здания стояли алебастровые вазы и статуи. Проезд под аркой закрывался изящными коваными железными воротами, исполненными искусным кузнецом Лукьяном Нефедовым.
Сейчас в павильоне находится столовая, обслуживающая посетителей парка.
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".