Углич

Н.М. Снегирев

Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества

Церковь Святого царевича Димитрия

что на крови в Угличе

Церковь Св. царевича Димитрия

Церковь Святого царевича Димитрия в Угличе

На том самом месте, где пролил кровь свою невинный страстотерпец сын Иоанна Грозного, Царевич Димитрий, в 1591 г., еще при Борисе Годунове, поставлена была деревянная часовня. После перенесения св. мощей Димитрия в Москву при Василии Шуйском, часовню заменила маленькая деревянная церковь. В третий год своего царствования Михаил Феодорович соорудил здесь каменную церковь во имя Св. Димитрия Царевича, что на Крови, да совершается бескровная жертва, по примеру первенствующей Церкви, когда храмы сооружались на крови, пролиянной мучениками за святость веры Евангельской. Благочестивый потомок венценосного страстотерпца снабдил сию церковь св. иконами и утварями, определил из казны жалованье священно- и церковнослужителям. Сохранившаяся доныне в первобытном своем виде она стоит на крутизне берега Волги, куда простирался широкий двор Царицына терема.

Этот обетный храм достопримечателен сколько своим происхождением, столько и находящимися в нем памятниками, каковы:

1) Серебряная рака, устроенная для св. мощей Царевича Димитрия; на ней искусно вычеканено его изображение. В ней хранятся: драгоценная плащаница Св. Димитрия, вышитая и украшенная руками его матери Инокини Марфы, последней супруги Царя Иоанна Васильевича, и серебряные с чернетью складпи, в кои вставлены крестообразно четыре ореха, найденные нетленными в руке убиенного Царевича и ковчежец с землею, омоченною в крови Мученика.

2) Подлинная грамота, коей Царь Михаил Феодорович повелел на свое иждивение соорудить эту церковь и определил жалованье Священно и церковнослужителям ее, с этой же грамотой Царь прислал для новой церкви множество икон и всякой священной утвари.

3) Подлинная грамота Царя Алексия Михайловича, подтверждающая права, данные сей церкви его родителем, с прибавлением пуда воску, ведра красного вина и двух пудов крупитчатой муки на просфоры.

4) Грамота Царей Иоанна V и Петра I, подтверждающая прежние права церкви.

С того времени доныне Дмитриевская церковь в Угличе состоит на Царской руге.

Здесь же достойно замечания сочинение Св. Димитрия Ростовского, писанное собственною его рукой, о рождении, жизни и убиении Св. Царевича, о чудесах от св. его мощей, о перенесении их в Москву, молитвы и каноны. Рукопись сия, в поллиста, принесена в дар церкви самим Святителем.

Царь Алексий Михайлович, а по свидетельству Свиньина, Михаил Феодорович, при посещении Углича, сняв с себя серебряный наперсный крест, возложил его на икону Св. Царевича Димитрия. Этот памятник благоговения Государя к святому предку своему, украшенный крупным жемчугом, доныне здесь хранится.

Родственница Св. Царевича княгиня Одоевская, возобновив храм, посвященной его памяти, снабдила его богатыми вкладами.

Теперь в верхней церкви престол во имя Св. Димитрия Царевича, а в исподней — во имя Св. Архангела Михаила.

Этот храм представляет образец Византийско-Русского стиля. Здесь видна пристройка и переделка от главной настоящей церкви до колокольни; но крыльцо, колокольня и пятиглавая масса еще носят на фасаде своем вкус своего века, скопированный с церквей, построенных в Москве Алевизом, Венецианским зодчим, в начале XVI столетия. Окна, двери, наличники, сюпорты, сандрики, угловые колонки, фриз, карнизы и разные орнаменты, выражают обычайные тогда украшения храмов, каковые доныне существуют в Москве, Владимире, Суздале и прочих исторических городах России. Внутренность храма светла и благолепна. В наружном фасаде этой обетной церкви сохранена симметрия, которой нет в небольшом каменном дворце св. Царевича Димитрия, находящемся подле этого храма. Дворец этот есть памятник зодчества в XVI столетии, созданный Русскими зодчими.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".