Дорогобуж

Дорогобуж, районный центр в Смоленской области, в 125 км к востоку от Смоленска. Расположен на Смоленско-Московской возвышенности, в верховьях р. Днепр (пристань). Железнодорожная станция на ветке (22 км) от станции Сафоново на линии Смоленск – Вязьма. Население 13,5 тыс. человек (1992; 6,5 тыс. в 1897; 6,6 тыс. в 1926; 7,4 тыс. в 1979).

Впервые упоминается в грамоте смоленского князя Ростислава в 1150. В 1238 сожжен войсками Батыя. В конце XIII-XIV вв. центр удельного княжества. В XV-XVII вв. часто подвергался нападениям Литвы и Польши и многие годы был под властью Польши. В 1667 по Андрусовскому перемирию отошел к Русскому государству. Во время Отечественной войны 1812 сожжен, восстановлен в течение XIX в. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 оккупирован немецко-фашистскими войсками с 5 октября 1941 по 15 февраля 1942 и с 7 июня 1942 по 1 сентября 1943, сильно разрушен. В 1942 Дорогобуж был центром партизанской борьбы. Восстановлен в 1940-50-е гг.

В современном Дорогобуже: льноперерабатывающий, сыродельный и кирпичный заводы; производство мебели. Часть населения города занята на предприятиях поселка Верхнеднепровский (в 7 км от Дорогобужа), который возник в связи со строительством Дорогобужской ГРЭС; здесь же действуют заводы: котельный, картонно-рубероидный и азотных удобрений, работающий на природном газе, поступающем по газопроводу Брянск – Рославль – Смоленск – Дорогобуж.

В городе на холме по левому берегу Днепра, близ впадения в него р. Ардаш (Ордашка, ныне Ордынка), находится округлое в плане Городище, на котором ранее возвышалась крепость с 14 башнями (сохранились остатки земляных валов). В 1912 на Городище установлена каннелированная дорическая колонна (высота 12 м) с крестом – памятник Отечественной войны 1812. Более высокая левобережная часть города, расположенная на крутых склонах многочисленных холмов и надпойменной террасе, в XIX в. получила прямоугольную сетку улиц (сильно изрезанный рельеф местности позволил сохранить некоторые старые участки улиц), в XVIII-XIX вв. здесь возвышались многочисленные каменные церкви (не сохранились), ныне застроена жилыми и промышленными зданиями. Правобережная часть города расположена на склоне с 3 крупными оврагами, среди пойменных лугов, здесь преобладают большей частью деревянные жилые дома с садами и огородами. По генеральному плану 1972 Дорогобуж развивается на север и северо-запад. Промышленные предприятия концентрируются близ железнодорожной станции. На западной окраине города уцелела кирпичная бесстолпная церковь Петра и Павла (1885) с трапезной и колокольней.

В 19 км к востоку от Дорогобужа – деревня Болдино с развалинами монастыря (основан в XVI в.), в котором в Великую Отечественную войну 1941-45 располагался штаб партизанских соединений этого района Смоленщины (в 1943 взорван немецко-фашистскими войсками; сохранилась часть стены с угловой башней; с 1964 восстанавливается). В 18 км к юго-востоку от Дорогобужа, в селе Алексине, – бывшая усадьба Вяземского купца И.С. Барышникова (конец XVIII – начало XIX вв., зодчие М.Ф. Казаков, Д. Жилярди, крепостные архитекторы Я. Жданов, Д. Поляков) с обширными регулярными и пейзажными парками, искусственными прудами, церковь Михаила Архангела (1794, архитектор Казаков, скульптурные барельефы – Ф.И. Шубин), усадебным домом (1819-23, архитектор Жилярди), «Андреевской крепостью» (конец XVIII – начала XIX вв.), парковыми павильонами и хозяйственными постройками.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".