Железнодорожный

Железнодорожный, в Московской области, областного подчинения, в 21 км к востоку от Москвы. Расположен в подмосковной Мещере. Железнодорожная станция на линии Москва – Владимир. Население 99,3 тыс. человек (1992; 19 тыс. в 1959; 57 тыс. в 1970; 76 тыс. в 1979).

Город Железнодорожный образован в 1952 из рабочих поселков Обираловка (с 1939 – Ж.), Кучино (частично с 1960; полностью с 1963), Саввино, а также деревень Темниково и Сергеевка (с 1960). Пос. Кучино на р. Пехорка впервые упоминается в письменных источниках за 1573-74 как пустошь. Во второй половине XVII в. в Кучино были начаты разработки глины, в начале XIX в. братья Даниловы организовали здесь производство красного кирпича. В 1862 была открыта Московско-Нижегородская железная дорога и здесь возникла железнодорожная станция Обираловка, с 1877 – пристанционный поселок Обираловка. В конце 60-х гг. XIX в. московский купец Д.И. Милованов приобрел в Кучино кустарное кирпичное производство и построил кирпичный завод, который в 1875 дал первую продукцию; вскоре появились кирпичные заводы купцов Куприянова и Голядкина. В 1896 по инициативе фабриканта Викулы Морозова (внука С. В. Морозова) была построена фабрика – «Саввинская мануфактура», вокруг которой образовался поселок Саввино. В поселке Кучино на средства миллионера Д. П. Рябушинского в 1904 был создан первый в Европе и второй в мире аэродинамический институт, где научную работу возглавлял профессор Московского университета Н.Е. Жуковский – основоположник современной аэродинамики. Аэродинамический институт положил начало развитию поселка Кучино как центра геофизической науки и сделал его известным в научном мире не только в России, но и за рубежом. В 1939 поселок Обираловка получил статус поселка городского типа и переименован в поселок Железнодорожный. В 1946 открыт НИИ строительной керамики с опытным заводом (производство керамических блоков); в 1952 – деревообрабатывающий завод. В 1947 в поселке Саввино рядом с фабрикой была открыта мастерская по реставрации деталей фабричных машин, преобразованная в 1956 в электромеханический завод; в это же время вошел в строй завод по производству изделий из минеральной ваты и др.

Ведущее место в экономике современного Железнодорожного занимает строительная индустрия, представленная Кучинским комбинатом керамических и облицовочных материалов, асботермокомбинатом, а также деревообрабатывающим комбинатом. Действуют хлопкопрядильная фабрика, предприятия железнодорожного транспорта и др. Краеведческий народный музей. В конце 1980 – начале 1990-х гг. построено новое здание железнодорожного вокзала, современными многоэтажными домами застроены привокзальная площадь, южная часть Железнодорожного, в том числе микрорайоны в Кучино, на территории бывшего поселка Саввино и др. Сохранилась Преображенская церковь (вторая половина XIX в.).

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".