Воронеж
История и культура
Адмиралтейская площадь
Воронеж возник как деревянная крепость в 1586 (в 1590 сожжена). Пограничный Воронеж стал опорным пунктом Русского государства в борьбе с Крымским ханством и Ногайской Ордой. Выгодное географическое положение близ места слияния рек Воронеж и Дон способствовало превращению Воронежа в крупнейший торговый пункт на юго-востоке России, быстрому росту населения города (2 тыс. человек в начале XVII в., 10 тыс. к концу XVII в.). В 1696 в связи с подготовкой ко 2-му Азовскому походу по приказу Петра I в В. начала строиться верфь, на которой создавался первый большой флот России – Азовская флотилия, в 1697-98 сооружаются крепость и адмиралтейство. Судостроение повлекло за собой создание литейного завода, канатной, суконной фабрик и др. С основанием Петербурга и перенесением судостроения на Балтийское море. В. превратился в типичный губернский город. С 1711 В. – центр Азовской губернии, с 1725 – Воронежской, с 1779 – главный город Воронежского наместничества, с 1824 – Воронежской губернии.
В XVIII-XIX вв. Воронеж был центром черноземного сельскохозяйственного района. В городе развивались промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья (мельницы, салотопенные, маслодельные, мыловаренные, кожевенные заводы и др.), торговля (в том числе на экспорт) хлебом, скотом, салом, шерстью. Развитие Воронежа ускорилось с постройкой железных дорог, связавших город с Москвой (1868) и Ростовом-на-Дону (1871). К середине XIX в. Воронеж становится одним из значительных культурных провинциальных центров России. С участием столичных литераторов и видных русских ученых в Воронеже издаются литературные журналы, научная периодика (в области лингвистики и др.), ведутся краеведческие работы. В 1918 году создан университет на базе эвакуированного в Воронеж Юрьевского университета из Эстонии (современный г. Тарту).
В 1919, в период Гражданской войны 1918-22, Воронеж – стратегически важный участок, арена боев между конными соединениями Донской и частями Добровольческой армий генерала А.И. Деникина и советскими войсками конного корпуса С.М. Буденного и 8-й армии.
С 1928 года Воронеж – центр Центрально-черноземной области, с 1934 – Воронежской области. В 1920-30-х гг. в городе расширяются действующие и строятся новые промышленные предприятия, главным образом машиностроительные и химические (производство кузнечно-прессового оборудования, авиационной техники, синтетического каучука и др.). В ходе Великой Отечественной войны 1941-45 основная (правобережная) часть В. в июле 1942 почти вся была оккупирована немецко-фашистскими войсками, в течение 6,5 месяцев линия фронта проходила главным образом по р. Воронеж. В результате непрерывных боев город был сильно разрушен. 25 января 1943 полностью освобожден частями Советской Армии.
Воронеж – родина писателей И.А. Бунина, А.П. Платонова, поэтов А.В. Кольцова, И.С. Никитина. В воронежской гимназии учился русский теоретик и пропагандист марксизма Г.В. Плеханов. Здесь находился в ссылке О.Э. Мандельштам.
Воронеж – значительный научный и культурный центр. Государственный проектно- технологический институт кузнечно-прессового машиностроения, Физико-химический НИИ и др.; филиалы и отделения ряда всероссийских научно-исследовательских и проектных организаций. Университет, Аграрный университет (основан в 1913), Международный университет компьютерных технологий. Институты: инженерно-строительный, лесотехнический, медицинский, педагогический, политехнический, технологический, искусств; филиалы Московского коммерческого университета, Московского областного института физической культуры; Всероссийских заочных институтов инженеров железнодорожного транспорта и финансово-экономического. Театры: драматический имени А.В. Кольцова, оперы и балета, юного зрителя, кукол. Музеи: краеведческий, художественный имени И.Н. Крамского (уроженец г. Острогожск Воронежской области); Дом-музей поэта И.С. Никитина.
Исторический центр Воронежа расположен на высоком правом берегу р. Воронеж, где сосредоточена большая часть вузов, учреждений культуры, памятников города. На левобережье, за широкой поймой, затопленной водами Воронежского водохранилища, находятся промышленные районы города. Воронеж развивается как вдоль р. Воронеж, по обоим ее берегам, так и в широтном направлении, в сторону Дона. Вокруг Воронежа формируется городская агломерация. В ее составе – города Семилуки и Нововоронеж на р. Дон, рабочий поселок Рамонь – к северу от Воронежа, где расположены крупный сахарный завод и Всероссийский НИИ защиты растений.
На территории Воронежа издавна существовали древние поселения (вторая половина VI-III вв. до н. э.), от которых в левобережной части города, недалеко от Нового моста, сохранился 41 курган (так называемые Частые курганы; могильники с богатым археологическим материалом, в том числе с предметами скифской культуры). В XVII – первой половине XVIII вв. Воронеж развивался с юга на север вдоль реки, на обрывистом выступе которого (высотой 60 м) находилась крепость (с XVIII в. – Митрофаньевский монастырь, с 1960-х гг. – учебные корпуса Воронежского университета). По генеральному плану 1774 года Воронеж получил перспективное направление развития на северо-западе, в нагорную часть, по «трезубцу» старых дорог (средняя дорога на Москву стала основным торговым районом города) и пересекавшей их магистрали, на которую переместился административный центр Воронежа. На скрещении двух основных градообразующих осей, на месте старой торговой площади, в 1930-е гг. заложен центр современной радиально-кольцевой структуры Воронежа, административное ядро города. Возведение дамбы (1786) способствовало расширению строительства в левобережных «слободах» (новый этап развития левобережья – с 1930). В центральной части Воронежа преобладающей является застройка 1930-50-х гг., в которой сохранились единичные памятники архитектуры XVIII-XIX вв. По генеральным планам развития города 1938, 1946, 1952 осуществлялись комплексная застройка (со сломом старой) при общем повышении этажности, развитие левобережья (с прямоугольной планировкой по главной магистрали, идущей вдоль реки), расширение поймы реки, строительство новых районов в направлении на юго-востоку к Дону, по Землянскому шоссе (левому лучу старого Митрофаньевского «трезубца»).
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".