Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Вологда

Софийский собор


Софийский собор

Сооружение вологодского Софийского собора связано с именем Ивана Грозного. Предание рассказывает, что Иван Грозный, которому очень полюбилась Вологда, пожелал сделать ее своей северной резиденцией и даже перенести сюда столицу. При нем в Вологде началось большое каменное строительство. Софийский собор строили с особой тщательностью и под личным наблюдением Ивана Грозного. Но однажды, когда Грозный находился в соборе, ему на голову упал кирпич, выпавший из кладки сводов. Царь отделался, что называется, «легким испугом», но немедленно уехал, и с той поры ноги его не было в Вологде.

Так ли было, не так, но известно, что Софийский собор в Вологде, строительство которого завершилось в 1570 году, 18 лет простоял неосвященным, и был освящен только после смерти Ивана Грозного, в 1588 году.

Первоначально собор был посвящен Успению Богоматери, но позже он был освящен заново во имя Софии, Премудрости Божьей. В этом некоторые исследователи видят стремление вологодского духовенства утвердить свою самостоятельность по отношению к новгородской епархии, главным храмом которой был, как известно, Софийский собор в Новгороде Великом.

Фрески вологодского Софийского собора созданы при архиепископе Гаврииле артелью ярославских иконописцев в 1686-88 годах. Возглавлял артель выдающийся ярославский мастер стенного письма Дмитрий Григорьевич Плеханов, с именем которого связаны также росписи Успенского собора Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде и церкви Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле. В середине XIX-го столетия фрески Софийского собора были переписаны артелью ярославского же иконописца А. М. Колчина.

По грандиозным масштабам, а площадь фресок составляет около 5000 квадратных метров, по полноте и своеобразию иконографии, по мастерству исполнения, по сохранности фрески Софийского собора относятся к лучшим памятникам русской монументальной живописи второй половины XVII века.

Рядом с собором возвышается колокольня. Свой нынешний вид она приобрела в 1869-70 годах, в результате перестройки ее вологодским губернским архитектором В. Н. Шильдкнехтом. В основе колокольни находится старая постройка 1654-58 годов. На колокольне сохранились колокола старинного литья: «Большой» («Праздничный»), отлитый в 1687 году в немецком городе Любеке, «Архангельский», изготовленный в 1689 году, «Большая Лебедь» – его отлил в 1682 году мастер Иван Моторин. Колокол «Часовой» отлит в 1677 году, а «Великопостный» («Водовоз») – в 1643 году.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".