Ростов

История и культура

Впервые упоминается в летописи под 862. В X в. один из центров (наряду с Суздалем) Ростово-Суздальской земли, в XI – начале XIII вв. входил во Владимиро-Суздальское княжество, особый расцвет политической и культурной жизни Ростов переживал при князе Константине Всеволодовиче (1186-1219). С 1207, после распада Ростово-Суздальской земли, – столица Ростовского княжества. В 1237 был взят монголо-татарами. В 1474 р., с начала XIV в. тяготевший к Москве, окончательно вошел в состав Московского государства. В XII-XVII вв. назывался Ростов Великий. С конца X в. в Ростове существовала архиерейская кафедра, к XV в. он превратился в крупный церковный центр. В 1589-1788 р. – резиденция Ростовских митрополитов. В 1609 р. подвергся разграблению польскими отрядами.

С 1652 митрополитом Ростова был Иона Сысоевич, временно (1662-64) исполнявший в Москве должность местоблюстителя патриаршего престола вместо опального патриарха Никона; при нем особенно большой размах получило каменное строительство, в том числе Архиерейского дома (Ростовского кремля). С 1777 р. – уездный город Ярославского наместничества, с 1796 – Ярославской губернии. С XVIII в. Ростов был довольно крупным торгово-ярмарочным центром; в первой половине XIX в. ростовская ярмарка была третьей в России по размерам торговли (после Нижегородской и Ирбитской).

Со второй половины XVIII в. в Ростове существует самобытный промысел художественной финифти – миниатюрной живописи по эмали (до начала XX в. изготовлялись преимущественно дробницы для украшения церковной утвари, небольшие иконки, реже портретные и пейзажные миниатюры). Издавна Ростов славился огородничеством. В 1870 связан железной дорогой с Москвой и Ярославлем.

В современном Ростове: Ростовско-Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (в отделе древнерусского искусства коллекции икон XIV-XVIII вв., древнерусского шитья, скульптуры и мелкой пластики, в отделе декоративно-прикладного искусства – собрания народной резьбы по дереву, финифти, фарфора, тканей, в отделе живописи – произведения русских художников XVIII-XIX вв.).

Основные улицы города сходятся к историческому центру. Его архитектурная доминанта, уникальный комплекс Ростовского кремля (1670-83), находится на берегу озера Неро, с которого открывается величественная панорама многокупольного и многобашенного, но строгого в своем стилевом единстве архитектурного ансамбля, определяющего неповторимый исторический облик Ростова. Прямоугольная территория кремля обнесена высокими крепостными стенами с 5 угловыми, 4 въездными и 2 дозорными башнями (в основном XVII в., кончены в XVIII в.). К стенам с севера примыкает невысокая кирпичная ограда со «Святыми воротами» (конец XVII – начало XVIII вв.), отделившая от города площадь перед величественным 6-столпным 5-главым Успенским собором (около 1589, в интерьере – фрески 1659, 1670, резной золоченый иконостас, захоронения ростовских князей и митрополитов, в том числе Ионы Сысоевича). Рядом с собором – 4-главая звонница (3-пролетный корпус и примыкающая к нему однопролетная башня, 1680-е гг.) со знаменитыми 13 ростовскими колоколами (отлиты в XVII-XIX вв., в том числе: «Сысой» вес около 32 тонн; «Полиелей» около 16 тонн; «Лебедь» около 8 тонн и др.). С соборной площади на территорию кремля ведут богато декорированные парадные ворота с надвратной 5-главой церковью Воскресения Христова (1670; в интерьере – фрески, 1675); на западном участке кремлевских стен – въездные ворота с 5-главой церковью Иоанна Богослова (1683; в интерьере – фрески, 1683). Внутри кремля (вокруг главного двора с прудом в центре) сгруппированы основные церковные, административные, жилые и хозяйственные постройки, соединенные арочными переходами и образующие уютные внутренние дворики и проходы, – 2-этажная каменная Красная палата («Хоромы для пришествия великих государей») с эффектно вынесенным вперед крыльцом (1670-е гг.), 2-этажная Белая палата (около 1675; площадь одностолпного зала 300 м2) с домовой, на высоком подклете церкови Спаса на Сенях (1675; в интерьере – фрески, 1670-е гг.) и с уходящими в глубь территории Княжьими теремами (XVI-XVII вв.), 3-этажный Самуилов корпус (XVII в., перестроен в XVIII в.), Иерарший корпус и хозяйственные постройки (XVII в.); у северной стены – отдельно стоящая трапезная палата с церковью Одигитрии (1692-93; лепная отделка палаты в стиле барокко – 1720-30). В южной части комплекса, за чертой крепостных стен, в бывшем архиерейском саду – высокая церковь Григория Богослова (1670-80-е гг.).

Среди других архитектурных памятников города: 5-главая церковь Спаса на Торгу, или Ружная (1654, 1685-90); ансамбль Рождественского монастыря (основан в конце XIV в.), в том числе одноглавая церковь Рождества Богородицы с трапезной (вторая половина XVII в.), надвратная Тихвинская церковь (1847), стены с башнями, жилые и хозяйственные постройки (все – конца XVIII – начала XIX вв.); у древних земляных валов (1631-33) – одноглавая церковь Вознесения (1566), одноглавая церковь Толгской Богоматери с башнеобразной колокольней (1761), окруженная одноэтажными деревянными домами; 5-главая церковь Косьмы и Дамиана с 3-ярусной шатровой колокольней (1778); тяжеловатая ампирная церковь Николы на Всполье (1813, высокий резной золоченый иконостас с финифтяными вставками, иконы XV-XIX вв.). Сохранилась старая застройка радиальных и окружных улиц, в основном 2-этажные каменные жилые дома начала XIX в. с фронтонами и балконами, с изящными чугунными решетками, общественные здания, в том числе Мытный и Гостиный дворы (оба – 1830-е гг.), а также деревянные дома в стиле провинциального модерна (конец XIX – начало XX вв.).

На северо-восточной окраине Ростова, у дороги на Ярославль, на берегу озера Неро, – Авраамиев монастырь (основан на рубеже XI-XII вв.) с 4-столпным 5-главым Богоявленским собором (1553), Введенской церковью (1650, сильно перестроена), надвратной Никольской церковью с 2 башнями по сторонам и классицистической колокольней (1691, 1826-37), настоятельским корпусом (1837).

На юго-западной окраине Ростова – крупный архитектурный комплекс Яковлевского монастыря (основан в XIV в.), в котором доминирует монументальная классицистическая Димитриевская церковь (1794-1802), перекрытая грандиозным сферическим куполом и 4 малыми угловыми куполами. В ансамбль органично вписываются 5-главая Зачатьевская церковь (1686; в интерьере: фрески, 1689; 3-ярусный резной золоченый иконостас, 1762-65), пристроенная к ней вплотную классицистическая Яковлевская церковь (1836), объединившая их обширная паперть (1836), высокая стройная 3-ярусная колокольня (1776-86), в нижней части которой устроены въездные ворота с 2-колонным портиком тосканского ордера. Монастырь окружают каменные стены с четырьмя 8-гранными башнями, 2 въездными воротами и 2-этажными зданиями келий (вторая половина XVIII в.; ворота и башни перестроены в первой половине XIX в. в формах псевдоготики). Поблизости, на территории бывшего Спасского (Княгинина) монастыря, в 1764 соединенного с Яковлевским, сохранилась нарядная 2-столпная 5-главая церковь Спаса на Песках (конец XVII в.).

К юго-востоку от Ростова, на берегу р. Сара, в селе Поречье-Рыбное, – комплекс архитектурных памятников: 5-главая церковь Петра и Павла (1767) с шатровой колокольней (середина XVIII в.), одноглавая церковь Никиты Мученика (1799) и эффектно доминирующая в ансамбле стройная 5-ярусная колокольня (1772-79); к историческому центру прилегают кварталы, застроенные каменными домами городского типа (XVIII-XIX вв.).

В 3-4 км от Ростова по Московскому шоссе, в селе Богослово, – деревянная ярусная одноглавая церковь Иоанна Богослова на р. Ишна (1687). В 18 км к западу от Ростова, на пологом холме у р. Устье, – монументальный ансамбль Борисоглебского монастыря (основан в конце XIV в.): мощные крепостные стены с 5 башнями (XVII в.), с 2 въездными воротами – южными «Святыми воротами»с 8-гранными башнями по сторонам и надвратной 5-главой Сергиевской церковью (1679) и северными «Водяными воротами»с 5-главой Сретенской церковью (1692), фланкированной тесно прилегающими круглыми башнями; одноглавый массивный собор Бориса и Глеба (1522-24); одноглавая кубическая Благовещенская церковь с трапезной и нарядным крыльцом (1524-26, перестроена в конце XVII в.); настоятельские покои, выделяющиеся красивым кирпичным орнаментом на северном и восточном фасадах (XVI в., впоследствии перестраивались); 3-ярусная 2-пролетная звонница (конец XVII в.).

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".