Ростов
Н.М. Снегирев
Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества
Церковь св. Иоанна Богослова
в Ростовском Кремле
Церковь св. Иоанна Богослова в Ростовском Кремле
В истории Ростова имя Св. Иоанна Богослова соединено с именем проповедника веры Христовой св. Архимандрита Авраамия. Хотя в записках Авраамиева Богоявленского монастыря показано, что Ростовский Апостол был уроженцем города Чухломы и пострижен в Валаамской обители; но в Прологе, Четьи-Минеи и рукописных житейниках об этом не упомянуто; могло случиться, что монастырские записки смешали современника великого князя Владимира Мономаха с Чухломским Игуменом Авраамием, учеником преподобного Сергия, или с одноименным ему ростовским игуменом, который ходил с митрополитом Пименом в Царьград 1385 года.
Когда еще в Ростове, принадлежавшем Владимирской области, не все жители приняли св. Крещение и многие поклонялись каменному истукану Beлесу, или Волосу, скотию богу: тогда блаженный Авраамий возревновал сокрушить идола; потому что живший в истукане злой дух пугал приближавшихся мечтами и призраками. В часы скорби и недоумения Авраамию явился благоговейный старец и повелел идти в Царьград к дому Св. Иоанна Богослова, если хочет желаемое получить. Дальность пути страшила Авраамия; но старец успокоил его тем, что Бог сократит путь долгий. С благословением старца ревнитель веры Христовой идет, достигает реки Ишни; там ему встретился другой старец дивный и святолепный: голова его была без волос, борода круглая, великая; в руке своей держал он трость. Странник пал к ногам его и поведал ему цель своего странствования в Царьград. Чудный старец, вручив ему свою трость сказал: «иди с сею тростию и приступи к идолу Велесу и избоди его во имя Иоанна Богослова! и будет ти в прах окоянный.» Затем невидим был. Одержимый страхом и радостию Авраамий возвратился в Ростов и беспрепятственно приближась к Велесову истукану, поразил его тростию во имя св. Иоанна Богослова. Кумир рассыпался в прах.
За сокрушением идолопоклонства следовало торжество Св. Веры над нечестием и крещение ростовских жителей. Чудесное это событие св. Авраамий ознаменовал сооружением церквей: во имя св. Иоанна Богослова на самом месте встречи с ним, на берегу Ишни, в селе Богословском, в честь Богоявления Господня на берегу озера Неро, где стоял Велесов истукан и где потом устроен монастырь.
Подлинно неизвестно, когда и кем основана в Ростовском Кремле изображенная здесь церковь св. Иоанна Богослова, споспешника к распространению и утверждению христианской веры в Ростове. Но она уже существовала в XIII веке, когда, по свидетельству Кириловского летописца, перенесены были из этой церкви в соборную св. мощи Первосвятителя Ростовского и священномученика Леонтия. Здесь, как полагают, была Иоанновская Богословская обитель, из которой игумен Тарасий, 1288 года, поставлен был во Епископа Ростову. В XVII веке, вместо древней ветхой церкви, сооружена новая каменная ростовским митрополитом Ионою III Сисоевичем. О времени ее построения свидетельствует открытая на стене иконостаса следующая надпись; «лета 7191 (1683) июля 1 день изволением Великого в Троице славимого Бога помощию и заступлением Пресвятые Владычицы Нашея Богородицы и присно Девы Марии и молитвами Великих Святителей Леонтия, Исайи, Игнатия и Иакова Епископов Ростовских Чудотворцев совершися и подписася сия святая церковь во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.»
Церковь сия во дворе Архиерейского дома, между двумя башнями, у западных ворот, примыкает западною частью своей к стене Кремля Ростовского. Стройный и величавый ее квадрат, увенчанный пятью главами, возвышается над окружающими ее зданиями; стены его, складенные из тяжеловесного, хорошо обожженного кирпича, толщиною 21/4 аршина. Крест на средней главе сделан по образцу Креста, врученного с жезлом сыном Громовым Преподобному Авраамию. На каждой из четырех сторон выдавшейся лопатки образуются по три ниши с пилястрами вверху и в середине, с базисами внизу. Особенное внимание обращает на себя фасад западной и восточной стороны. Здесь представляет верхняя часть церкви и нижняя часть ворот одно красивое целое. В средней нише место верхнего окна заступает образ Господа Вседержителя, а над ним в треугольнике благословляющий Господь Саваоф. Ниже видны три узких окна с дугообразными перемычками. Над тремя воротами, из коих двое закладены, галерея, или терем о пяти окнах, с провесами посередине, в мавританском вкусе. Около окон обведены валики с гранями, над ними сандрики, состоящие из сцепления малых дуг наподобие кордуанских. Вся поверхность глухой стены испещрена в три ряда орнаментами в виде шахматов; четвертый ряд таких украшений под окнами терема составляет субасемент верхнего яруса, оканчивающегося крышею. Все это выделано из лекального кирпича и белого камня. Над аркою средних ворот поставлена киота с образом Св. Архангела Михаила.
К восточной части пристроен троечастный алтарь с тремя окнами в полукружиях, коих верхи украшены фризом наподобие теремков с грановитыми поясками; между полукружиями вставлены полуколонки, какие нередко встречаются в церквах до XVII века. Стена нижнего яруса этой части гладкая с двумя окнами и дверью, ведущею в подвал под церковью. С востока к южной стене приделан крытый каменный вход с крыльцом о 23 ступенях и с одним отдыхом, с окнами на левой стороне. По этому крыльцу шествовали ростовские Архиереи в церковь на богослужение. Храм с трех сторон окружен галереей; с западной она шириною 5, а с южной и северной 21/2 аршина. Прежде своды ее покрыты были стенописью; но при исправлении в них трещин, она забелена, а толстые связи из брускового железа выпилены, выключая одной, напоминающей нам старинную заботливость о прочности. Вообще фасад этого храма запечатлен стилем византийским с орнаментами в мавританском вкусе.
В церковь с трех сторон три входа, обведенные столбиками со жгутами, переймами и архивольтами. Двери в них толстые железные однопольные. Внешности соответствует и внутренность, выражающая назначение здания. Здесь простота форм соединена с величием. Свод в храме крестовый с пазухами; связи из брускового железа. Внутренность здания освещается шестью узкими окнами в трибуне средней главы и шестью окнами продолговатыми с дугообразными перемычками на трех сторонах. Стены, оштукатуренные по гвоздям с широкими шляпками, покрыты церковною живописью, альфреско, по лазоревому полю. На западной стене шесть голосников, каждый в диаметре 8 вершков. Прежде помост настлан был чугунными плитами, кои сняты; остался один кирпичный.
Особенностью своего рисунка замечательны в храме два старинных крилоса; они устроены в виде шатров на точеных столбиках; филенчатые бока их украшены колонками и раскрыты разными колерами. Верхи стенок увенчаны херувимами, изображенными на жести; вокруг борта начертаны стихи псалма 148 «Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних и пр.»
Алтарный иконостас заменен каменною стеною, отделяющею храм от алтаря; в ней сделаны три пролета арками для Царских, северных и южных врат. Это средостение покрьгго церковною живописью, которая заступает место икон, поставляемых обыкновенно в тяблах иконостаса. Подобно многим древним церквам, как видно, на этой преграде стояли только местные образа на поклоне; на правой стороне Спаситель, а на левой Богоматерь в басебных серебряных окладах с позолотою на полях; затем храмовая икона Св. Иоанна Богослова с изображениями Ангела и Льва, в басебном окладе и с серебряными позолоченными венцами. Первые две, за ветхостью, хранятся в соборной ризнице, а третья стоит в ростовском Успенском соборе, к коему прописана Богословская церковь.
К царским вратам приставлена каменная сень на четырех гладких позолоченных столбиках, как бы преддверие, какого не встречается в других церквах. Подобная сень украшает и горнее место в алтаре. Обозревая сию церковь 1792 года митрополит Московский Платон, замечает как достопамятность, что в ней «пред царскими дверьми на кирпичных столбах сень со сводом, вся расписана хорошим письмом, и такая же точно сень на горнем месте в алтаре, делают вид отличный и хороший.» Не руководствовало ли зодчего в устроении таких сеней, желание Св. Апостола на Фаворе сотворить три сени: одну Иисусу Христу, другую Моисею и Илии?
Не знаменуют ли они вход Царя славы, Его благодатное присутствие в Таинствах, Его сидение во славе? На самых затворах дверей, по принятому обычаю, изображено Благовещение Богоматери с четырьмя Благовестниками Евангелия.
В алтарь свод корытчатый — коробовой; стены его также оштукатурены и расписаны, как и в храме. Святилище освещено пятью окнами, одни из них узкие, другие широкие; в откосе у южного окна дверь и лестница в стене, ведущая на свод церкви.
В доме Св. Иоанна Богослова священнодействовали митрополиты ростовские, Св. Димитрий Туптало, незабвенный своими трудами в пользу Церкви православной и подвигами благочестия, Арсений Мацеевич, известный своими бедствиями, кои поставили его из Святителя в крестьянина.
Когда уже кафедра перенесена из Ростова в Ярославль, тогда с 1787 года Богословская церковь стоит «без пения.» Ныне ревнители отечественной святыни и древности заботятся о возобновлении ростовского Кремля и вместе с тем и дома Св. Иоанна Богослова.
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".