Москва

Улица Волхонка

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Моховую на юго-запад продолжает улица Волхонка. На месте теперешнего Музея Изобразительных искусств с XVI в. находился государев Конюшенный, а позже и Колымажный (каретный) двор. Память о нем хранит название Колымажная улица и церковь святого Антипия Пергамского на Колымажном дворе.

Почти рядом с церковью, ближе к Волхонке, привлекает внимание очаровательный ампирный особняк, возведенный в 1827 г. Сегодня в нем размещается Гравюрный кабинет Музея Изобразительных искусств.

Итальянский дворик Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Итальянский дворик Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Здание Музея возвели по проекту архитектора Р. И. Клейна в 1912 г. Идея создания музея принадлежала профессору И.В. Цветаеву, отцу выдающейся поэтессы Марины Цветаевой. По замыслу профессора музей должен был стать центром преподавания истории искусств. А в результате музей стал вторым после Эрмитажа хранилищем шедевров западноевропейского искусства. Музей обладает полотнами Рембрандта, Рубенса, Курбе, Пуссена и многих великих западноевропейских живописцев, и одним из лучших собраний полотен французских импрессионистов.

Рядом с музеем находилась усадьба князей Голицыных. В конце XVIII в. она была перестроена в стиле раннего классицизма. М. Д. Голицын был знаменит своей великолепной коллекцией европейской живописи. В 1865 г. его сын С. М. Голицын открыл в усадьбе один из первых общественных музеев в Москве. Он состоял из картинной галереи, отдела древностей и библиотеки. В 1886 г. музей был продан с аукциона. Большая часть коллекций была приобретена Эрмитажем.

В 1994 г. в одном из флигелей бывшей голицынской усадьбы открыли филиал Музея изобразительных искусств – Музей частных коллекций. Здесь выставлены подаренные музею собрания художников и коллекционеров. Особенно интересны работы русских живописцев 1920-х – начала 1930 гг.

Наискосок от музея высится огромный белокаменный храм Христа Спасителя. История его примечательна. В 1812 г. после освобождения Москвы от французов император Александр I решил возвести в древней столице храм Христа Спасителя «во ознаменование благодарности нашей к промыслу Божию, спасшему Россию». Место для будущего храма выбрали на Воробьевых горах. Первый камень заложили в 1817 г. Однако, строительство так и не завершили. В 1830 г. император Николай I решил осуществить замысел покойного брата и объявил новый конкурс проектов. Проекты будущего храма рассматривала Академия художеств. В конкурсе участвовал и К. А. Тон, окончивший Академию в 1815 г. Его проект Академия отвергла, объявив, что выполнен он не в классическом стиле. Действительно, архитектор предложил выстроить храм в «византийско-русском» стиле. Этот стиль очень понравился императору Николаю, только что утвердившему национальную идею: «Православие, Самодержавие, Народность». Архитектура Тона соответствовала этой идее. Поэтому ему и было доверено строительство.

Храм Христа Спасителя. Тонолитография XIX века

Храм Христа Спасителя. Тонолитография XIX века

Место для храма выбрали на берегу Москвы-реки. В 1883 г. храм, самое высокое здание тогдашней Москвы (103,5 м), вмещавший 10 000 человек, был освящен. В галереях установили 177 мраморных досок с именами погибших, раненых и награжденных участников войны с Наполеоном. В декабре 1931 г. по личному приказу Сталина храм взорвали. На этом месте решено было построить грандиозный Дворец Советов высотой в 480 м. Строительство началось в 1939 г. Вторая мировая война прервала его. В 1960 г. на месте уже существовавшего котлована построили открытый бассейн. В 1991 г. стараниями мэра Москвы Ю. Лужкова было принято решение восстановить первоначальный храм Христа Спасителя. Строительство начали в 1995-м и завершили в 2000 г.

Достопримечательности улиц Волхонки и Знаменки

Посмотрите также:

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".