Домодедово
Усадьба Ляхово
Главный дом в усадьбе Ляхово
Проезд на автомобиле: от Москвы по новому Каширскому шоссе М4 проехать за пос. Барыбино. На перекрестке правый поворот на старое Каширское шоссе, левый - на Кузьминское. От Кузьминского дорога приводит к ж/д станции. Поверните на юг и проследуйте вдоль железной дороги до переезда и следуйте далее через Сырьево и Ильинское до Ляхово.
В стороне от дороги, за сельскими бревенчатыми домиками с уютными палисадниками и добротными кирпичными коттеджами, спрятана бывшая усадьба Ляхово.
Небольшая подмосковная известна с начала XVII в., когда ею владел кригс-комиссар Ф.В. Наумов. Во второй половине столетия имение унаследовала его дочь кн. А.Ф. Белосельская.
В начале XIX в. помещиком Васильчиковым поместье отстроено заново, скромно, но со вкусом. Свободная живописная планировка, вопреки канонам классицизма, не отвечает принципам симметрии и имеет несколько функциональных зон. От парадной части сохранились стилистически единые кирпичные с белокаменной отделкой господский дом и руины двухэтажного жилого флигеля. Жилой комплекс расположился на прямоугольнике парадного двора, въезд на который обозначали парные пилоны ворот.
Хозяйственный двор из вытянутых в ряд построек служебных корпусов и конюшни был отнесен на северо-восток имения и отсечен от центральной зоны пограничной посадкой из лип.
В дальнейшем Ляхово принадлежало г-же А.Д. Заливской, с 1890 г. (в соответствии со справочной книжкой Московской губернии А.П. Шрамченко) - статскому советнику, управляющему имениями гр. С.Д. Шереметева - Н.А. Агапову, с конца XIX в. - помощнику предводителя уездного дворянства г-ну А.А. Варгину.
Варгин дополнил архитектурный ансамбль новыми постройками. Он поставил в старом яблоневом саду более просторный и теплый, с застекленными террасами и балконом, деревянный дом стиля модерн для жилья, на периферии имения - миниатюрный флигелек с колоннами у входа.
Художественным и композиционным центром Ляхово был и остается компактный, гармонично сложенный господский дом стиля зрелого классицизма с чертами палладианства. Над одноэтажным объемом возвышается мезонин, лоджию которого поддерживает четырехколонный портик (подобный ему портик со стороны двора давно разобран).
Особая роль в архитектуре здания отведена итальянским трехчастным окнам. Внизу прямоугольные - с люнетами и медальонами, когда-то заполненными лепниной, вверху - полукруглые, с изящной веерной расстекловкой по сторонам двупольных балконных дверей. Монотонность торцевых фасадов нарушают плоские ниши, имитирующие оконные проемы.
С лоджии мезонина открывается чудесный вид на полный колдовского очарования парк. Могучая развесистая ель, как одинокий исполин, возвышается напротив дома, за ней - огромная поляна. Парковый массив, ограниченный двумя параллелями сумеречных липовых аллей, сомкнувших своды наподобие анфилад, на своей западной окраине сохраняет каскад из двух прудов с узким перешейком. Летом эти тенистые водоемы густо покрыты ряской, будто задернуты плотной зеленой вуалью… На берегу верхнего пруда - кряжистая, в несколько обхватов ива, опустившая кружево ветвей к самой поверхности воды… Одинокий кречет, свивший поблизости гнездо, бесконечно кружит над пустынным парком, нарушает тишину пронзительными, тревожными криками.
С 1970-х гг. началась постепенная утрата составляющих ансамбля. Вначале сгорели дом Варгиной и уединенный флигелек, в 1990-е гг. исчезает хозяйственный комплекс. На протяжении последних десятилетий почти полностью разобран на кирпич жилой флигель Васильчиковых.
Помещичий дом в советское время принадлежал местному колхозу, затем в нем разместилась восьмилетняя школа, а позже поселились квартиранты. В 2004 г. семья, проживавшая здесь, переехала, и осиротевший дом быстро пришел в упадок.
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".