Домодедово

Мещерино. Усадьба Дугино


Усадебный дом в Мещерино

В бывшую усадьбу Дугино удобнее всего проехать от Горок Ленинских. К сожалению указателя нет. В сторону поселка Мещерино (рядом с пос. Чурилково) ведет дорога с хорошим асфальтированным покрытием. Извилистой змейкой она вьется то через открытые поля и светлые березовые рощи, то через сумрачный ельник.

Среди скучной застройки поселка бывший господский дом выделяется благородством форм, хотя и новообретенных.

Всего столетие назад под крышей этого протяженного здания, частично надстроенного третьим этажом и утратившего наружную отделку в духе эклектики, бывали многие выдающиеся русские художники: В.А. Серов, В.Э. Борисов-Мусатов, И.И. Левитан, И.С. Остроухов, И.Э. Грабарь, А.М. Васнецов, А.М. Корин, В.В. Переплетчиков.

Усадьба, должно быть, получила свое название из-за речной излучины-дуги на реке Пахре, густо поросшей ивняком, старыми ветлами и разнородным подлеском. На возвышенном берегу Пахры была устроена полукруглая смотровая площадка «Кружок» с периметральной обсадкой березами.

Имение обустраивал в конце XIX столетия купец первой гильдии - Василий Ефремович Мещерин. После скоропостижной кончины коммерсанта - владельца Дугино и процветавшей Даниловской мануфактуры, по купеческому обычаю, в права наследования вступил его старший сын - Николай Васильевич Мещерин.

Образованный человек, хлебосольный хозяин и человек огромного внутреннего богатства Н.В. Мещерин взял на себя роль покровителя искусств, благотворителя и коллекционера. Сам яркий живописец и тонкий пейзажист он скромно оставался в тени своих именитых друзей-художников, предоставляя им для творчества все необходимое - кров, радушное гостеприимство, и даже подводы для поездок на пленэр.

Художники гостевали у Мещериных как на даче, подолгу и с удовольствием, и это обстоятельство позволяет сравнивать, хотя и отдаленно, Мещеринское Дугино с Абрамцевым Мамонтовых, где царила сходная атмосфера.

«Приют живописцев» окружали владения Бенкендорфов и Рейнбот (усадьбы Котляково и Горки), а также церковные земли с духовными центрами в селе Колычеве и Лукинском Крестовоздвиженском монастыре. Поразительная по красоте панорама местности, отмеченная вертикальными ориентирами колоколен и маковками церквей среди малахитовых хвойных лесов, бесконечно увлекала мастеров русского пейзажа. Художники, стараясь раскрыть нюансированные состояния природы и еле уловимые градации колористического видения, писали не лес, а поэзию леса; не луг, а поэзию луга в окрестностях Дугино.

После прокладки современного шоссе, трасса которого пролегла всего в пяти метрах от главного дома, он, разобщенный с хозяйственным комплексом, лишился не только служебных построек, из которых единственно уцелели теплицы, но и большей, красивейшей части своего паркового окружения.

Время постройки усадебного дома документально не установлено: по одним источникам это 1890-й год, по другим - более ранняя дата.

Трехэтажный объем на фланге, обращенном к дороге, отделан во вкусе советской архитектуры 1930-1950-х гг. Он продолжается двухэтажным массивом под высокой двускатной кровлей, разделенным на этажи тянутым карнизом. Другое крыло сооружения имеет на торце низкую, застекленную веранду с крупными арочными окнами, принявшую характер галереи. Эта веранда, вечно сырая, без части стекол, в изящных, плавно очерченных переплетах, стала убежищем для местных мартовских котов… Кстати, впечатления от весенней природы в Дугино мастерски передал И.И. Левитан на своем полотне «В начале марта».

Свою жизнь с имением прочно связал другой крупный мастер живописи - И.Э. Грабарь.

На протяжении почти 13 лет он многократно и в течение длительного времени жил у предпринимателя Н.В. Мещерина, с которым его связывала не только крепкая дружба, но и родственная связь. В 1913 году Грабарь сочетался браком с племянницей Николая Васильевича - Валентиной Михайловной Мещериной.

Владелец Дугино не оставлял коммерции и добился в этой области значительных успехов. С 1895 по 1897 гг. он был избран главой Московской Купеческой Управы. В то же время Мещерин серьезно занимался живописью, и его творческие искания были высоко оценены художественным критиком С.С. Голоушевым и И.Э. Грабарем.

Работы Николая Васильевича Мещерина, пронизанные искренностью и лиризмом, разошлись по многим музеям русской провинции и ближнего зарубежья, часть картин хранится в левитановском Плесе, шесть полотен - в собрании Государственной Третьяковской Галереи.

Его жизнь оборвалась неожиданно. Купец, меценат и художник умер в возрасте 52 лет и был похоронен в Лукинской обители.

После революции замечательное прошлое усадьбы Дугино быстро забылось. Дом, которому было предначертано судьбою стать одним из видных Подмосковных музеев, по воле случая превратился в безликий советский дом отдыха «Мещерино». В настоящее время господский дом занят под жилье.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".