Александров

Покровская церковь

Покровская церковь является частью Александровского кремля, одной из самых первых построек. Церковь долгое время служила единственным местом, где русские правители обращались к Богу с самыми искренними молитвами и заветными просьбами. В Покровскую церковь могли входить только цари и их семьи, кроме них, никого не подпускали к воротам храма.


Покровская церковь

Строительство храма великий князь Василий Третий поручил итальянским архитекторам. Решено было поставить церковь недалеко от Распятской церкви-колокольни. Материал для строительства – белый камень и красный кирпич (впрочем, как и все остальные строения царского дворца). Князь Василий приказал вырыть огромные погреба под будущим храмом. Согласно летописям, к строительству церкви приступили в 1510 году. Как и Распятская церковь-колокольня и Троицкий собор, Покровская церковь венчается большим шатром. Историкам удалось установить, что Покровский храм первый в России обзавелся шатром. После этого многие храмы начали украшать этой деталью, пришедшей в Россию из казанского ханства.

Уникальность Покровской церкви заключается в том, что она единственная в России имеет тематическую роспись. То есть, все фрески храма посвящены одному событию, описанному в Священном писании. Еще одна примечательная деталь – роспись шатра. Не было на Руси ни одного храма, в котором шатер расписывали. Фрески шатра способны привести в ужас любого пришедшего в храм. На черном фоне расположено несколько человеческих фигур в одинаковых позах. По утверждению историков, сам царь Иван Васильевич Грозный приказал расписать шатер храма в таких тонах. Он хотел показать двойственность этого мира, присутствие во всем сущем темного и светлого, доброго и злого. С внешней стороны шатер Покровской церкви был ярок и светел, зато изнутри – ужасен и мрачен.

Больше трех веков роспись шатра была скрыта от глаз посетителей храма, дело в том, что монахини, жившие в Александровском кремле, сильно изменили облик всех построек (как внутренний, так и внешний). Внутри Покровской церкви монахини решили изменить рисунки фресок на стенах и шатре. Нанесли новый слой штукатурки и заново расписали. Благодаря этому, роспись шатра сохранилась до наших дней. Фрески шестнадцатого века были обнаружены только в 1925 году, во время реставрационных работ. При удалении поздних слоев штукатурки, фрески были слегка повреждены, но в целом, они сохранили все изображения практически в первоначальном виде.

На фресках были изображены библейские персонажи, некоторые князья Руси и мученики, возведенные в лик святых. Начинается фреска с изображения ветхозаветных героев: Адам и Ева, Каин, Ной, Авраам, Исаак, Иаков. Далее изображены персонажи, описанные в Новом Завете: двенадцать апостолов, цари Соломон и Давид. За ними следуют русские князья Владимир, Борис и Глеб. Во многих фигурах невозможно узнать изображаемыхперсонажей, так как фрески очень быстро разрушаются. Исследователи изучали фрески во многом по фотографиям, которые были сделаны сразу после удаления штукатурки, закрывающей древние изображения.

По окончании стройки решено было назвать храм во имя святой Троицы. Не больше ста лет он носил название «Троицкий». Поселившееся на территории царского дворца монашество решило поменять название двух храмов. Так Покровская церковь стала Троицким собором, а Троицкая церковь – Покровской. Ни в одном историческом документе невозможно найти ни единого слова, способного объяснить причину, по которой названия были заменены.

С приходом в Александровский кремль женского монастыря Покровская церковь значительно изменилась внешне. Со всех сторон к стенам храма монахини пристроили небольшие помещения, кельи и звонницу. С правой стороны от входа в церковь расположены царские палаты. Там русские правители принимали послов в тронном зале, там же находятся небольшие спальни с поразительно толстыми стенами, охранявшими сон царских семей. В подклете (в подвале) здания разместилась царская столовая. До сих пор сохранилась посуда, из которой ели русские правители. Приборы, которые были в их руках, сосуды, из которых наливали вино, в настоящее время являются экспонатами музея.

Реставраторы и работники музея смогли восстановить несколько комнат царских палат. Каждый посетитель Александровского кремля может окунуться в атмосферу шестнадцатого века, посидеть за столом самого грозного. В прекрасном состоянии находится и опочивальня жестокого правителя Руси, до наших дней сохранилась дубовая кровать Ивана Васильевича.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".