Успенская церковь


Успенская церковь

Успенская церковь является частью ансамбля Александровского кремля. Построена церковь примерно в середине шестнадцатого века по приказу царя Василия Третьего. По утверждениям многих историков, Успенская церковь была в личном распоряжении супруги Василия, когда царская семья проживала в Александровской слободе.

В исторических документах сложно найти точную дату начла и завершения стойки, не известны и архитекторы Успенского собора. Тем не менее, существует мнение, что церковь была построена в начале шестнадцатого века (примерно в 1525 году). Под собором князь Василий приказал вырыть большой подвал. Церковь стоили из белого камня и красного кирпича, как и все остальные здания царского дворца.

Изначально церковь имела всего один большой купол, украшенный рядом кокошников. В семнадцатом веке к храму решили пристроить трапезную. Немного позже построили колокольню, усилили четыре столба, несущие всю конструкцию свода. Таким образом, от первоначального вида Успенской церкви осталось довольно мало. Только стены самой церкви остались без изменений.

Когда царский дворец перешел во владения к Ивану Грозному, все постройки решено было переделать. Не избежала этой участи и Успенская церковь. До приезда Ивана IVдворец находился в распоряжении женского монастыря. В его подвалах монахини устроили хранилище съестных припасов. Весной подвалы затапливались, зимой вода замерзала, что привело к небольшому осадку стен и трещинам в полу.

Поэтому реставрация началась со стен и пола. Старую колокольню разобрали и на том же месте возвели новую, столовая приобрела второй этаж. В 1667 году храм приобрел еще четыре небольших купола. Северная сторона храма была также переделана.

В начале двадцатого века Успенский собор пришел в полный упадок. Постоянная влага в подвалах привела к образованию больших трещин в стенах и прогибу пола. Металлические части сводов тоже сильно прогнулись, а штукатурка стен поразительно быстро осыпалась. Реставрационные работы возглавил архитектор П.Д. Барановский. Работа началась с подвалов, где рабочие открыли заложенные ранее арки и проходы. Затем штукатурка со стен была полностью удалена, размурованы все окна, которые были заложены ранее. Строители также восстановили купола храма и обновили позолоту на крестах.

С Успенской церковью связана масса легенд и таинственных историй. Череда загадок начинается с самого названия церкви. Не в одном историческом документе нет точного определения статуса Успенского храма. Некоторые источники называют его «собором», другие «церковью», остальные просто «храмом». Невозможно найти двух одинаковых точек зрения, а историки сами не могут дать объяснения такого расхождения во мнениях. Известно точно только одно: для князя Василия, для царя Ивана Васильевича и их семей эта постройка служила домашней церковью. В храме была построена специальная келья, где правители могли уединиться с молитвами к творцу.

Весьма интересны надписи и рисунки, нацарапанные на стенах в подвале храма. На одной из стен аккуратно выведены два слова «Яков» и «мужи», а рядом нарисован храм. Существует мнение, что «Яков» - это имя одного из архитекторов, которые работали над реставрацией храма в разные годы (Яков Буев и Яков Алексеев). Другие склонны полагать, что «яков» - оставшаяся часть фамилии Яковлева – архитектора, принимавшего участие в постройке Успенского храма. Тем не менее, объяснить происхождение другой надписи и рисунка никто не может.

Особого внимания достойны подвалы Успенского храма. Существует легенда, что во времена правления Ивана Грозного был вырыт тоннель, который вел из подвала к берегу реки Серой. Говорят, что ширина тоннеля позволяла свободно проехать тройке лошадей. Этот проход служил для экстренных случаев, когда царю нужно было срочно покинуть свои владения незамеченным. К сожалению, найти тоннель так и не удалось.

Вообще, подвалы служили хранилищем для царской семьи. Князь Василий Третий держал под храмом свое богатство (золото, серебро, украшения), некоторые комнаты служили складом провианта. Иван Васильевич в подвалах храма хранил свою легендарную библиотеку, которая так и осталась в тайных комнатах (опять-таки, если верить легенде). Одна из больших комнат подвала была оборудована для пыток.

Грозный отличался маниакальной подозрительностью, поэтому масса его подданных побывала в комнате для пыток, практически все расстались там с жизнью. Каменные стены и кованые металлические двери надежно защищали комнату пыток от постороннего слуха. Соседняя с камерой пыток комната была отведена под бочки с разносолами.

Со времен Ивана Грозного осталось в подвалах всего несколько комнат. То время, когда на территории царского дворца находился монастырь, многие комнаты пришлось заложить, в остальных же хранились продукты и вода. В настоящее время в них расположился музей, где представлены сохранившиеся орудия пыток, дубовые бочки, в которых солили овощи для царского стола.

В самом храме сейчас тоже находятся музейные экспонаты. Любой желающий может посмотреть на книги, которые читал сам царь, иконы, к которым были обращены молитвы многих правителей. Сохранились также и церковные книги, сборники песнопений, записанные еще крюковой системой нотации. Многим экспонатам музея больше трехсот лет.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".