Александров
Троицкий собор
Троицкий собор – единственный храм Александровского кремля, сохранивший практически первозданный вид. Как и все остальные строения кремля, Троицкий собор построен из белого камня и красного кирпича. Есть предположение, что над строительством собора работали итальянские архитекторы, имя одного из них встречается в различных исторических документах. Согласно одним данным зодчего звали Алевиз Фрязин, другие называют его Алевиз Новый. Непосредственно строительством занимались русские ремесленники, поэтому в архитектуре собора присутствуют как итальянские, так и русские элементы.
Троицкий собор
Троицкий собор не раз становился свидетелем самых значительных событий в жизни нескольких поколений царской семьи, да и всей России. В стенах собора Василий Третий брал благословения на походы, Иван Четвертый проводил собрания, где обсуждались планы нападений на непокорные города. В Троицком соборе проходил обряд венчания Ивана Васильевича Грозного с Марфой Собакиной, которая не смогла долго зваться царицей, так как была уличена в измене и казнена по приказу супруга. Затем в Троицком соборе Иван Васильевич венчался со своей пятой женой Анной Васильчиковой.
Как Распятская колокольня и Успенская церковь, Троицкий собор был построен по приказу князя Василия Третьего. Строительство продолжалось примерно четыре года (с 1509 по 1513 год). Изначально собор был освящен как храм Покрова Пресвятой Богородицы, название «Троицкий» появилось гораздо позднее, примерно в восемнадцатом веке. Монашество решило переименовать храм, таким образом, повторился обряд освящения и собор стал Троицким, точнее, название не появилось, а перешло от Троицкого храма, который, в свою очередь, получил название Покрова Пресвятой Богородицы. Объяснить смысл такого «обмена» не может ни один исторический документ.
Менялось не только название собора, но и его внешний вид. Изначально стены собора были весьма пестрыми, строители не штукатурили и не белили их, поэтому каждый камень имел свой оттенок, кроме того, в глаза бросался контраст белого камня и красного кирпича. Поселившиеся на территории царского дворца монахи решили, что храм должен иметь богоугодный вид и перекрасили стены в белый цвет. Затем вокруг храма стали расти всевозможные пристройки, различных размеров и архитектурных форм. Со временем пристройки окружили собор со всех сторон, закрыв прекрасную галерею, созданную итальянским зодчим.
Особого внимания заслуживают ворота западного входа в храм (их называют «Тверские врата»). Существует масса легенд об их происхождении, о том, кто и когда привез их в Александровскую слободу. Одни историки утверждают, что врата привезены Иваном Васильевичем Грозным из Новгорода (после захвата города), другие твердят, что их (врата) сделали в Тверской области. Тем не менее, последние исследования показали, что, на самом деле, врата изготовлены примерно в середине одиннадцатого века в Новгороде, затем, в четырнадцатом веке их перевозят во Псков, где производят реставрацию и добавляют металлические пластины с изображением Святой Троицы. Великий князь Василий Третий завоевал город (Псков) и в качестве трофея забрал врата. В это время на Руси существовала традиция забирать колокола с главного храма города. Это означало, что весь город принадлежит человеку, снявшему колокола. Василий Третий немного изменил традицию и стал забирать церковные врата.
Иван Грозный продолжил традицию своего отца. В 1570 году он совершил поход на Новгород, завоевав его, царь забрал врата с Софийского собора. Кстати, на месте этих ворот раньше стояли Тверские врата, отправленные во Псков. Грозному достались Васильевские врата (названы в честь епископа Василия, приказавшего сделать главные врата собора вместо Тверских). Васильевские врата были выкованы из железа, на их лицевой стороне размещаются медные пластины с золотыми узорами и изображениями библейских сцен. Одна из медных пластин содержит изображение Иоанна Предтечи. Иван Васильевич приказал сделать эту пластину и разместить ее на вратах, так как святой был его покровителем. И Тверские и Васильевские врата были установлены в западном (Тверские) и южном (Васильевские) порталах Троицкого собора.
На стенах внутри храма довольно хорошо сохранились фрески и картины. В год окончания строительства храм расписывали лучшие мастера Руси. Так как храм был освящен как Покров Пресвятой Богородицы, стены и свод украсили фресками с изображением Девы Марии и некоторых моментов ее жизни. Когда было принято решение переименовать храм в Троицкий, фрески были закрыты новыми изображениями. Долгое время на территории царского дворца располагался монастырь. Монахи решили изменить внешний вид собора и заменить имеющиеся фрески на изображения библейских сюжетов. Как раз это в большей степени повредило старинной росписи стен. В настоящее время при помощи современных технологий, реставраторы пытаются открыть фрески. Благодаря тому, что храм никогда не пустовал, стены сохранились поразительно хорошо. Можно свободно понять, что изображает та или иная картина, даже изображения, нанесенные на стены в шестнадцатом веке, все еще целы.
В подклете (в месте под основным помещением храма, своего рода в подвале) Троицкого собора до сих пор находятся семь могил с богатыми надгробиями, выполненными из белого камня. Исследователям удалось установить имена только трех человек захороненных здесь. В одной могиле покоится тело иеромонаха Корнилия (духовника Успенского монастыря, умер в 1681 году), еще в двух (точнее, могилы объединены в одну) хранятся останки маленьких дочерей царя Ивана Васильевича. Рядом располагается усыпальница генерала И.И. Бутурлина. Установить имена остальных погребенных здесь людей не удалось.
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".