Москва

Донской монастырь

в честь Донской иконы Божией Матери, ставропигиальный

В 2000 году в монастыре 25 человек братии


Ансамбль Донского монастыря

Последний – в цепи «сторожей», охранявших подступы к Москве с юга. Подобно Новодевичьему его основали в память важной победы русского войска.

В июле 1591 г. полки крымского хана Казы-Гирея подошли к Москве с юга. Встреченные огнем пушек Даниловского монастыря, татары свернули к западу. Но там, в районе теперешней Шаболовки, уже стояло русское войско (стан или «обоз»), которое возглавил Борис Годунов. Вечером в русский стан привезли чудотворную икону Донской Божьей матери, которая была с князем Дмитрием Ивановичем на Куликовом поле. А утром стало известно, что противник, не приняв боя, бежал. Царь Федор Иоаннович повелел на том месте, где стоял шатер с иконой, основать монастырь. Сначала его называли — монастырём Пресвятой Богородицы, что в «Обозе».

Монастырь был звеном южного оборонительного пояса между Даниловым и Новодевичьим монастырями, у Калужских ворот Москвы.


Мраморные барельефы с Храма Христа Спасителя, хранящиеся в стенах Донского монастыря

В 1593 г. в центре четырехугольника, обнесенного дубовой стеной, поднялся небольшой одноглавый храм нового монастыря. Его посвятили чудотворной иконе. В начале XVII века во время польско-литовской интервенции монастырь был разграблен и опустошен. В 1618 году у стен монастыря русские войска дали отпор сторонникам польского королевства. В 1612 году монастырём на один день завладели отряды гетмана Ходкевича, спешившего с войсками на помощь осажденному в Кремле польскому гарнизону, но были вынуждены, понеся большие потери, отступить. В 1618 году у стен монастыря русские полки дали отпор казакам гетмана Сагайдачного, действовавшего на стороне польского королевича Владислава. Восстановлен монастырь царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем. В январе 1646 года Донская икона Божией Матери сопутствовала православному воинству при отражении атаки крымских татар, в 1677—1678 годах — в походе против турецких и татарских войск. В 1687 и 1689 годах Донскую икону брал в крымские походы фаворит царевны Софьи князь В.В. Голицын.

С середины XVII века монастырь приходит и упадок. Около 1650 года приписан к Андреевскому монастырю. Благотворителями монастыря стали царь Федор Алексеевич и его тётка царевна Ирина Михайловна. С 1678 года монастырь стал самостоятельным. После смерти царя Федора Алексеевича о монастыре продолжала заботиться его сестра царевна Екатерина Алексеевна, братья — государи Пётр и Иван и их соправительница Софья Алексеевна. В конце XVII века на средства государственной казны в монастыре велось большое каменное строительство.

Восьмидесятые годы XVII в. неожиданно «породнили» Донской монастырь с Новодевичьим. Если последний был неофициальной резиденцией царевны Софьи, то ее фаворит, князь В.Голицын стал покровителем Донского. Готовясь к походу на крымских татар, он в 1684 г. начинает строительство большого храма в монастыре. Поход окончился неудачей и храм остался недостроенным.

В 1689 г. Софья еще раз попыталась отобрать у юного Петра корону. Попытка провалилась. Софью заточили в Новодевичий монастырь, а ее фаворита сослали далеко на север.

О незавершенном храме вспомнили только в 1692 г., когда сам Петр начал подготовку к походу на турецкую крепость Азов. России был нужен выход к морю. Деньги на достройку храма дал Л. Нарышкин, дядя царя. В 1698 г. новый собор освятили. Его стали называть «Большим», а старый храм «Малым». Тогда же возвели северные, парадные ворота с церковью в честь иконы Тихвинской Божьей Матери. Западные ворота с высокой, стройной колокольней соорудили только при императрице Анне Иоанновны в 30-е г. XVIII в.


Малый собор Донской Богоматери

В 1771 году во время «чумного бунта» на площади перед монастырём был убит архиепископ Московский и Калужский Амвросий. Похоронен в Малом соборе монастыря. Во время чумы, Екатерина II запретила пользоваться кладбищами в черте города. Донской монастырь стоял за городской чертой, и его кладбище вдруг стало пользоваться большей известностью. Впоследствии на нем были похоронены писатели и мыслители А. Сумароков, В. Одоевский, П. Чаадаев, В. Жуковский, родные и близкие А. Пушкина, И. Тургенева, Л. Толстого. надгробные памятники тогда готовили самые лучшие русские скульпторы. Благодаря их творениям кладбище стало уникальным музеем русской мемориальной скульптуры.

В 1812 году монастырь подвергся разграблению, но здания его уцелели, а ценности заранее вывезли в Вологду.

На восстановление монастыря легендарный атаман Войска Донского граф М.И. Платов пожертвовал крупную сумму денег и 10 пудов серебра, отбитого казаками у наполеоновских войск.


Крепостная башня Донского монастыря

До революции 1917 года в монастыре находилось Донское духовное училище и Иконописная палата им. Селезнева. Монастырь закрыт вскоре после 1917 года, но некоторые храмы продолжали действовать. В 1922—1923 годах в двухэтажном домике у северных ворот монастыря находился под стражей святой Тихон, Патриарх Всероссийский. В 1924 году здесь на него было совершено покушение, жертвой которого стал близкий к Патриарху человек, его келейник Я.А. Полозов (похоронен у южной стены Малого собора монастыря). 12 апреля 1925 года в Малом соборе был погребен Патриарх Тихон. Его мощи обретены 19февраля 1992 года. С 7 апреля по 9 октября мощи находятся в Большом соборе, а затем ежегодно с крестным ходом переносятся в Малый собор. С монастырём связано начало т.н. «григорианского» раскола, вызванного попыткой нескольких архиереев во главе с архиепископом Григорием (Яцковским) в 1925 году узурпировать высшую церковную власть. Малый собор действовал до 1930 года. Затем был закрыт и переоборудован под жилое помещение. Позднее в его стенах разместилась фабрика. В соборе установлена мироваренная печь, где на Страстной седмице совершается мироварение.

В 1946 г. правительство разрешила службу в Малом храме. В 1991 г. монастырь полностью передали церкви. Большим событием 2006 г. было перезахоронение праха русского генерала А. Деникина и философа И. Ильина близ стен главного храма.

После закрытия монастыря на его территории размещался Антирелигиозный музей, с 1934 года — Музей архитектуры Академии архитектуры СССР, с 1964 год — филиал научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева. На его территорию свозились архитектурные фрагменты уничтоженных зданий (в т.ч. горельефы взорванного Храма Христа Спасителя).


Икона Донской Божьей Матери. XV век.

Монастырь возрожден в мае 1991 года.

Архитектурный ансамбль монастыря

Архитектурный ансамбль монастыря сложился в основном между 1680 и 1730 годами. Это памятник московского барокко. Прямоугольный в плане, монастырь в 1686— 1711 годах окружен кирпичными с белокаменными деталями стенами с 12 башнями (8 квадратных, 4 круглых), сооруженными на государственные средства и пожертвования вдовы думного дьяка Я.А. Кириллова. Над северными Святыми воротами (1693 г.) парадного въезда, на средства царицы Прасковьи Федоровны и царевны Екатерины Ивановны, в 1713—1714 годах сооружен храм Тихвинской иконы Божией Матери (приписывается архитектору И.П. Зарудному, паперть с севера была ограждена во второй четверти XVIII века высокохудожественной кованой чугунной решеткой). Над западными проездными воротами — колокольня (1730—1753 гг., по рисункам Д.Б. Ухтомского, нижний ярус — архитектора Д. Трезини, остальные — И.И. Шедель, А.П. Евлашев). Под колокольней — храм святых праведных Захарии и Елисаветы.

От первоначальных строений сохранился заложенный при основании монастыря собор Донской Божией Матери или Малый (Старый), основанный Борисом Годуновым; собор (1591—1593 гг.), перекрытый крестовокупольным сводом, одноглавый (низ главы обрамлен тремя рядами закомар), бесстолпный с пристроенными царем Федором Алексеевичем двумя приделами (1677—1678, правый — преподобного Сергия Радонежского, левый — преподобного Федора Стратилата). С храмом соединены — трапезная (1673 г.) и шатровая колокольня (1679 г.). Сооружение храма приписывается зодчему второй половины XVI века Ф.С. Коню. В нишах стен центрального куба храма сохранилась роспись около 1780 года. Иконостас (1662 г.) из храма святого Харитония в Огородниках. Храм несколько раз перестраивался. Собор Донской Божией Матери (Большой или Новый собор) построен в 1684—1698 годах по обету, данному царевной Софьей, «иждивением» сестры Петра I Екатерины Алексеевны. Выделение государственных средств прекратилось из-за войны с Крымом, и собор достраивался на монастырские средства и пожертвования частных лиц. Храм пятиглавый, в стиле нарышкинского барокко. Четыре главы размещены крестообразно частям света. Центральная часть — в форме куба с круглыми выступами с четырех сторон. Один из выступов образует алтарную часть. Храм стоит на подклете, окружен двухъярусной арочной обходной галереей (1684—1693 гг.), которая первоначально была открытой. В соборе — восьмиярусный иконостас, резной, выполнен в стиле московского барокко К. Золотаревым, А. Андреевым, Г. Алексеевым, И. Федоровым (1688—1689 гг., 1692—1698 гг.). Иконы праздничного ряда (К. Золотарев) обновлены в 1831 году. Изображения Антония и Феодосия Печерских на северных и южных вратах иконостаса (К. Золотарев) переписаны в XIX веке. Два нижних яруса обрамлены позолоченной резьбой (К. Золотарев). В местном ряду Донская икона Божией Матери (середина XVI в.) — чтимый список с чудотворного образа (подлинник всегда находился в Благовещенском соборе Московского Кремля). Росписи на стенах (скрыты под последующими записями) относятся к концу XVII века. На стенах первая в Москве церковная стенопись, порученная иностранному художнику — итальянцу А. Клаудио, выполненная по эскизам архитектора В.И. Баженова в 1782—1785 годах. Столпы украшены изображениями праотцев и пророков. В 1748 году с юга к собору пристроена двухэтажная ризница (В. Обухов).

Некрополь монастыря

В 1711 году Имеретинский царь Арчил Вахтангович похоронил в подклете собора останки своих сыновей — Александра, скончавшегося в шведском плену, Матвея и Давида, а в 1712 году устроил здесь храм в честь Сретения Господня (1712 г., усыпальница Имеретинских царей, грузинских царевичей и князей — Дадианов, и Багратионов). На территории монастыря находятся также храмы преподобного Александра Свирского (1796—1798 гг., усыпальница Зубовых), святого Иоанна Златоуста и святой великомученицы Екатерины (1881—1891 гг., в византийском стиле, архитектор А. Венсан; усыпальница Первушиных). В храме святого Архангела Михаила (1714 г., перестроен в 1809 г., усыпальница князей Голицыных, построена в стиле классицизма предположительно И.В. Еготовым) в советское время были собраны надгробия работы И.П. Мартоса, Ф.Г. Гордеева, В.И. Демут-Малиновского, Ф. Коня, Д. Трезини, И.П. Витали и др.

В юго-восточной части монастыря — старое Донское кладбище (возникло в конце XVI — начале XVII века). Сохранились могилы захороненных здесь грузинских царевичей (конец XVII — начало XVIII века), участников Отечественной войны 1812 года, декабристов В.П. Зубкова, М.М. Нарышкина, П.Н. Свистунова, философов П.Я. Чаадаева, С.Н. Трубецкого, писателей М.М. Хераскова, А.П. Сумарокова, И.И. Дмитриева, князя Я.П. Шаховского, поэта В.Л. Пушкина — дяди А.С. Пушкина, архитектора О.И. Бове, художника В.Г. Перова, историков В.О. Ключевского, Н.И. и Д.И. Бантыш-Каменских, князя М.М. Щербатова, родоначальника русской авиации Н.Е. Жуковского, архитектора П.Д. Барановского и других. В 2000 году в монастырь был перенесен прах скончавшегося в 1950 году в Париже писателя И.С. Шмелева. В XVIII и первой половине XIX века кладбище было местом погребения знатных родов дворянской Москвы, позднее и именитого купечества. В некрополе монастыря сохранился ряд интересных надгробий (ранние из них — начала XVIII в.): Н.М. Голицыной (1780 г., работа Ф.М. Гордеева, перенесено в Михайловский храм), Барышниковых (барельеф работы И.П. Витали), А.П. Кожуховой (1830 г., И.П. Мартос). Переданы в Третьяковскую галерею надгробия Н.М. Голицына (1775 г., Я.И. Земельчак), М.П. Собакиной (1782 г), С.С. Волконской (1782 г., И.П. Мартос).

В начале XX века создано примыкающее к монастырю Новое Донское кладбище, где после его открытия были захоронены — профессор С.А. Муромцев (председатель I Государственной думы), другие думские деятели, художник В.А. Серов, языковед Ф.Е. Корш и другие. На кладбище был построен храм Серафима Саровского и святой благоверной княгини Анны Кашинской с приделами Успения Пресвятой Богородицы и святой равноапостольной Марии Магдалины, Сошествия Святого Духа и Всех Святых. Храм был закрыт и перестроен. В 1927 году в его здании открылся первый московский крематорий. В настоящее время храм восстанавливается и в нем совершаются богослужения. На территории Нового Донского кладбища — братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, и тайное захоронение жертв политических репрессий, долгие годы известное под названием «могила невостребованных прахов №1».


Надгробие князя Дмитрия Голицына на Донском кладбище

Посмотрите также:

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".