Волоколамск

Усадьба Осташево

Проезд на автомобиле: в Волоколамске с трассы М9 спуститься на автомобильной развязке под мост, и следовать в сторону пос. Привокзальный до Осташево примерно 21 км на юг от города.

Усадьба, основанная в конце XVIII в. А.В. Урусовым, в первой половине XIX в. принадлежала Н.Н. Муравьеву и его наследникам, затем последовательно - камер-юнкеру, уездному предводителю дворянства Н.П. Шипову и его сыну, генералу А.А. Непокойницкому, с 1890 до 1903 г. - промышленнику А.Г. Кузнецову, далее и до 1917 г великому князю К.К. Романову его семье.

На главной площади села стоят два обелиска из серого камня, указывающие дорогу к заброшенному и полуразрушенному ныне имению.

Архитектурный комплекс создавался по заказу Александра Васильевича Урусова, примерно в 1790-х годах. Не исключено, что автором ансамбля являлся Р.Р. Казаков (племянник М.Ф. Казакова), строивший для отставного генерал-майора в этот период времени дом в Москве.

В 1813 году, после смерти Урусова, усадьба перешла в руки его пасынка - Николая Николаевича Муравьева, основавшего учебное заведение по подготовке офицеров Генштаба.

Из пяти сыновей Муравьева непосредственное участие в тайных обществах приняли старший Александр (1792-1863) и третий Михаил (1796-1866). Второй сын Николай (1794-1867), в 1816 году, доведенный до отчаяния неудачным сватовством, на долгие годы уехал служить на Кавказ к Ермолову и остался вне Союза Благоденствия. Но еще ранее он организовал одно полудетское сообщество с утопической целью создать на Сахалине свободную республику и вовлек в него будущих заговорщиков, а, кроме того, нарисовал в своих записках картину той среды, в которой затем возникли настоящие политические союзы. Детство всех трех братьев теснейшим образом связано с Осташевым. Службу свою они начали с военных походов 1812 и последующих годов и выдвинулись в первые ряды современной молодежи, среди которой и возникли тайные общества.

После смерти Н.Н. Муравьева Осташево досталось Александру, который развил в сороковых годах в имении бурную хозяйственную деятельность.

Двое младших братьев принадлежали уже другой эпохе и ничем не ознаменовали себя на поприще государственной и политической деятельности. Андрей (1806-1874), оставивший по себе память в Осташеве названием теперь уже несуществующей беседки над рекой, приобрел большую известность, как писатель по религиозным вопросам, младший Сергей (1809-1874), несмотря на выдающийся ум, не оставил по себе ничего.


Конный двор

Осташево памятно в движении декабристов по созданному Муравьевыми «Учебному заведению для колонновожатых», в котором получали подготовку будущие офицеры так называемой квартирмейстерской части, преобразованной затем в генеральный штаб. Муравьевская школа просуществовала до 1823 г. и выпустила около полутораста офицеров, из которых не менее 15 состояли в тайных обществах. На лето, с мая до октября, училище перекочевывало из Москвы в Осташево, воспитанники размещались на квартирах в крестьянских домах, и пребывание нескольких десятков молодежи с их военными упражнениями и учебными занятиями, разговорами и увлечениями, конечно, отражалось на жизни всего села.

Сохранились полулегендарные сведения, что здесь происходили тайные встречи декабристов и плелись заговоры, а в парке, на одном из пригорков, была зарыта «Конституция» бунтовщиков.

Ансамбль стиля классицизма с элементами псевдоготики обладает симметричной композицией с выраженной продольной осью, проходящей от въездных обелисков до главного дома. Стоявший в глубине двора двухэтажный усадебный дом с бельведером, украшенный четырехколонным тосканским портиком, в 1950-х гг. был заменен новым зданием. С двумя одноэтажными флигелями, каждый из которых увенчивался граненой деревянной башенкой с высоким шпилем, дом объединялся закрытыми галереями. Курдонер, согласно симметрии, замыкают контора и дом управляющего, а между ними находятся псевдоготические башни въезда на парадный двор. Все здания парадной части, будто скованные единой цепью, соединялись между собой деревянными решетками на каменных фундаментах. Их прерывали белокаменные боковые ворота с устоями из спаренными тосканских колонн, дорога от ворот направлявляла к утраченным ныне хозяйственным флигелям.

На некотором отдалении от центрального ядра усадьбы находились четыре, пятиугольные в плане, беседки-павильоны - остатки масонских увлечений, имевших место в Осташеве.

Самое впечатляющее сооружение усадьбы - конный двор в псевдоготическом стиле, датируемый 1840-ми гг. Подобное здание не имеет аналогов в Подмосковье!

Одноэтажная постройка состоит из двух длинных крыльев, соединенных под прямым углом. Ось симметрии главного фасада, обращенного к центру усадьбы, отмечена многоярусной проездной башней, фланги - ризалитами со щипцом. Боковой фасад, протянувшийся вдоль въездной аллеи, является собственно стеной с выступами, украшенными псевдоготическими формами и деталями.

Художественным центром конного двора служит надвратная башня ступенчатого силуэта, украшенная поясами щелевидных ниш, стрельчатыми наличниками, зубцами и пинаклями. Скорее всего, эта башня навеяна теми «беффруа», что украшают ратуши старинных городов Фландрии. Все элементы подчеркивают вертикальную направленность здания, его устремленность ввысь. Сейчас здание занимают несколько учреждений, в том числе, филиал Краеведческого музея г. Волоколамска и отделение Сбербанка.

Псевдоготика преобладала и в прочих хозяйственных сооружениях усадьбы, возводившихся здесь в середине XIX века предпринимателем Шиповым.

Возможно, что в усадебном ансамбле Осташева зодчий пытался воплотить образ феодального городка эпохи средневековья, оттого здесь так многократно применены разнообразные по форме и высоте башни флигелей, служб и конного двора, иногда завершенные флюгерами.

В 1903 году имение купил Великий князь К.К. Романов. Его сын Олег (1892-1914), умирая от раны, полученной на германском фронте, просил похоронить его под церковью. Для усыпальницы выбрали место почти на самом берегу Рузы, на высоком пригорке - «Васюткиной горе». Проект церкви-усыпальницы, предположительно во имя преподобного Серафима Саровского, выполнили архитектор М.М. Перетяткович, автор известного петербургского храма Спас-на-водах, и С.М. Дешевов. Почти завершенная церковь так и не была освящена - этому помешали революционные события.

Композиция этого сооружения очень проста. К кубическому четырехстолпному одноглавому храму крестово-купольного типа с юго-восточной стороны примыкает массивная двухпролетная звонница. Под зданием - подвал с балочным перекрытием, вскрытый местными кладоискателями.


Усадебная церковь

Как не печально, но Осташовская церковь может служить образцом изощренного вандализма: вместо порталов здесь зияют огромные проломы, перекрытия вскрыты, кровля сорвана, надгробные доски, вмурованные в кладку, выломаны из стен. Чьи-то руки старательно разбивали камни ее фундамента, в особенности те, где высечены были имена лиц, присутствовавших при закладке.

Так бы и гулял свежий речной ветер под мрачными сводами усыпальницы, и дикие голуби ворковали под прохудившимся куполом, только закончилось, видимо забвение для Осташовского храма - совсем недавно началось его восстановление.

Когда-то, в XVIII веке усадьба Осташево находилась на противоположном берегу реки Рузы, а ныне Рузского водохранилища. От нее до сих пор сохраняется одноэтажный кирпичный жилой дом, утративший пышное барочное убранство. Ныне усадьба называется Петровское-Чередово. Церковь, конный завод и суконная фабрика не сохранились.

В 1777 году это имение приобрел князь А.В. Урусов, а в самом конце XVIII века он перенес свое «дворянское гнездо» на левобережную сторону, где и создал сохранившийся до наших дней развитой архитектурный ансамбль.

Преимущественно липовый парк разросся и одичал, часть его поглотило водохранилище. Теперь уже никто не знает, где находились укромные уголки парка под странными, быть может, масонскими названиями «Баден», «Филадельфия»... Они исчезли навсегда.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".