Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Волоколамск

Ярополец Чернышевых

Однажды побывав в Яропольцах Чернышевых, мысленно возвращаешься сюда снова и снова. Увиденное потрясает. Изысканная церковь, «французский дворец», непринужденно раскинувший каре хозяйственных дворов, волшебный парк с причудливо изогнутыми странного силуэта деревьями… Все это наполняет воспоминания мистицизмом и будит воображение…

История Яропольца (Еропольца, Ерополча) уходит корнями в глубь веков. В XVII веке сельцо числилось государевой вотчиной, где были устроены среди многочисленных протоков запруженной Ламы, по одним сведениям, царские псарни, по другим - зверинец. На селе стояла одноглавая деревянная церковь, с посвящением Рождеству Иоанна Предтечи.

В 1684 году по повелению царевны Софьи, удаленный от Москвы, Ерополч с соседними деревнями и землями пожалован Петру Дорофеевичу Дорошенко - плененному гетману Украины. После кончины гетмана его сыновья разделили наследство между собой. В 1717 году одна из частей имения перешла к Чернышевым.

Григорий Петрович Чернышев, купивший часть Ерополча, был из племени «птенцов гнезда Петрова». Он начал карьеру 16-летнем юношей в чине стольника, а через четыре десятилетия получил назначение сенатором и был пожалован в генерал-аншефы. Еще через год определен в Московскую губернию генерал-губернатором.


Казанская церковь

Граф Чернышев ввиду занятости на государственной службе почти не строил в своей подмосковной, за исключением Казанской церкви, заложенной в 1742 году. Позднее этот храм стал важным композиционным звеном в новом планировочном замысле дворцового комплекса.

В 1745 году усадьбу унаследовал средний сын Чернышева - Захар Григорьевич, предпринявший реорганизацию родового поместья. Огромная территория, размером в 6,5 тыс. га, с центром в селе Ярополец получила статус майората. На площадь перед церковью, игравшую роль торгового и культурного центра всей округи в соответствии с новым градостроительным планом, стекается пять дорог, связывающих усадьбу с периферией владений. К середине 1770-х гг. завершено строительство парадного усадебного ансамбля в духе аристократических резиденций.

Двухэтажный дворец с мезонином, соединенный с пониженными флигелями и хозяйственными корпусами крытыми галереями, является сооружением высокого художественного уровня. Здание возведено в духе раннего французского классицизма, предположительно архитектором Жан-Батистом Валлен-Деламотом. В декоративном оформлении дворца применена плоская декорация из лопаток, филенок и оконных наличников с грациозными по рисунку гирляндами и лепными замками.

Внутреннее убранство дома соответствовало его утонченной архитектуре. Особого внимания заслуживал парадный зал с «галереей предков» - портретными барельефами на стенах работы скульптора Ж.-Д. Рошетта.

Пространство перед домом занимал обширный зеленый газон с ровными рядами шарообразных лип. На парадный двор, ограниченный хозяйственными комплексами, вели трое ворот. Наиболее представительны из них - центральные, выполненные в виде круглых зубчатых башен, над которыми некогда развевались фамильные штандарты Чернышевых.


Башни въезда на парадный двор

Обогнув ярополецкий дворец, попадаешь на центральную, так называемую Версальскую аллею, конечную точку которой обозначила Казанская церковь. Навстречу вам открывает объятья странный, будто зачарованный парк с огромными деревьями-«канделябрами», давно не знающими заботливых рук садовников. Парк стремится к большому зеркалу округлого пруда широкими уступами террас, на самой нижней из них высится обелиск, облицованный розовым и черным лакированным гранитом, поставленный в память посещения усадьбы Екатериной II в 1775 году. Белокаменное основание памятного знака подернуто бархатом мхов… Зеленые кабинеты, узорчатые клумбы, фонтаны и мостики, где все эти затеи?

Нет больше в Яропольцах мечети - символа победоносного мира с Турцией в 1774 г. Одноэтажный, купольный павильон стиля тюркери, украшенный тремя килевидными арками и восьмиугольными звездами, по бокам имел отдельностоящие, четырехъярусные минареты, под высокими конусами кровель. Проект заимствовали из альбома чертежей теоретика и практика садового искусства Уильяма Чемберса.

Утрачена оранжерея, с вмазанными в стены барельефами, привезенными из Крымской Кафы. Уничтожен «храм» в честь Екатерины II - дорический четырехколонный простиль с треугольным фронтоном. Более не существует оригинальный шестнадцатиколонный, эллиптический павильон под плоской кровлею. Утратам Яропольца Чернышевых «несть числа»… Да и то, что сохранилось (после революционного вихря, после бомбежек и артобстрелов Великой Отечественной) - оставлено разрушаться и погибать.

В любой момент может рухнуть обветшавшая церковь Казанской иконы Божией матери, имеющая деревянные конструкции. Двухкупольное здание, объединившее посредством притвора собственно храм и родовую усыпальницу, связывают с именем Матвея Казакова.

Церковь сооружалась по заказу набожной супруги Захара Григорьевича - Анны Родионовны и была достроена уже после смерти фельдмаршала, в 1798 году. Строительство храма, поставленного на месте предыдущего, возможно даже с включением стен и фундаментов своего предшественника, затянулось почти на два десятилетия.

Интерьеры церкви были решены в излюбленной цветовой манере архитектора Казакова - синий, белый и золотой.

Зальное пространство Казанской церкви оформлено по периметру коринфскими каннелированными полуколоннами и перекрыто огромным зеркальным сводом, из центра которого свешивается цепь, державшая когда-то роскошную люстру… Стены, полуколонны и уцелевший каркас алтарной преграды с золотыми колонками - насыщенного синего цвета.

Изящные капители, развитой антаблемент, с тонкой орнаментальной лепкой и свод плафона - белоснежные. Несколько мрачно, но торжественно. Зал церкви-усыпальницы З.Г. Чернышева, напротив, жизнеутверждающе светел и до самых крестовых сводов наполнен легкими потоками воздуха. В апсиде усыпальницы еще сохраняются остатки монументального надгробия графа Чернышева - плоская пристенная пирамида, в основании которой мощный ступенчатый цоколь, украшенный барельефами.

Уникальный художественный ансамбль, названный в свое время русским Версалем, все более меркнет и разрушается…

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".