Волоколамск

Ярополец Гончаровых

Ориентиром имения Гончаровых служит шпиль Предтеченской церкви (1751-1755-е гг.), возведенной в числе первых усадебных построек. При Загряжских в середине XVIII века, на берегу Ламы, так же был поставлен деревянный помещичий дом с каменными службами и разбит фруктовый сад.

Церковь Иоанна Предтечи, первоначально построенная в барочных формах, в 1808 году претерпела реконструкцию. Ее обступили приделы, а новые четырехколонные портики с треугольными фронтонами сообщили зданию черты классицизма.

К храму и далее на парадный двор ведут боковые въездные ворота. Они имеют форму шахматных тур, завершенных гибеллиновыми зубцами. Массивное тело круглых пилонов прорезано рустовкой и ложными окнами-бойницами. В гончаровских Яропольцах было много подобных построек, возведенных в духе средневекового зодчества, некоторые из них, так же как и большая часть декоративной кирпичной ограды окружавшей усадьбу, были уничтожены. Безвозвратно утрачено здание крепостного театра, затейливый по своей архитектуре банный домик, оранжерея… По странным обстоятельствам уцелел только готический павильон в начале усадьбы, у реки.


Церковь Иоанна Предтечи

Следует отметить смелое колористическое решение ярополецких построек - все они, кроме церкви, окрашены в ярко алый цвет, с белокаменными деталями и лепниной, которые придают всему ансамблю праздничный, торжественный вид.

Парадный двор образован усадебным домом (1780-е гг.) и хозяйственными постройками, расположенными полукружием. Прекрасный образец зрелого классицизма - главный дом, соединенный переходами с флигелями, поставлен взамен предшествующего - деревянного. Украшенный портиком коринфских колонн, скрывающим позади полуциркульную лоджию, отмеченный на флангах своих плоскими пилястровыми портиками под треугольными фронтонами, это здание в Яропольце своей объемной композицией напоминает знаменитый Пашков особняк в Москве. (Вероятно поэтому, искусствовед А.Н. Греч считал создателем ярополецкого дома Василия Баженова. Современные исследователи связывают постройку с именем архитектора И.В. Еготова).

Необычно в этом здании решена открытая галерея-балкон, соединившая центральное ядро с боковыми флигелями. Она протянулась от одного крыла к другому, повторяя в тени портика изгиб полукруглой лоджии. Это нетрадиционное решение еще раз подтверждает, что строил Ярополец талантливый, склонный к импровизациям зодчий.

Внутреннее убранство дома по своему изяществу соответствовало внешнему облику. Интерьеры украшали настенные росписи, возможно исполненные крепостным живописцем Гончаровых - Макаровым, изразцовые печи и камин, наборный паркет. В большом зале с потолка свешивалась массивная екатерининская люстра, усыпанная сотнями хрустальных капель… Огромное количество разнообразных произведений искусства заполняли его: старинные картины, гравюры, акварели, фотографии; на полках милые безделушки, фарфоровые вазы, часы; изящная мебель разного времени и стилей… Усадьба имеет мемориальное значение. Ярополец дважды, в 1833 и 1834 гг., посещал А. С. Пушкин. Он приезжал сюда к матери своей жены - Н.И. Гончаровой, в доме долгое время сохранялась «Пушкинская комната». Гончаровская усадьба, уже во времена Великого поэта клонилась к упадку. Вот цитата из письма Александра Сергеевича к супруге: «В Ярополиц приехал в середу поздно. Наталья Ивановна встретила меня как нельзя лучше… Ей очень хотелось бы, чтоб ты будущее лето провела у нее. Она живет очень тихо и уединенно в своем разоренном дворце и разводит огороды над прахом твоего прадедушки, Дорошенки, к которому я ходил на поклонение. Сем. Фед., с которым мы большие приятели, водил меня на его гробницу и показывал мне прочие достопримечательности Яропольца…»


Дворец со стороны парка

Напротив дома расположены одноэтажные конюшня и каретник, образующие циркумференции курдонера. Эти постройки сооружены в 1760-х гг. и реконструированы спустя два десятилетия. Торцы зданий, обращенные к дому, превращены в двухэтажные корпуса, другие торцы оформлены двухъярусными башнями со шпилями.

В знойный летний день, стоя в центре огромного курдонера, под сенью могучей и кряжистой лиственницы, должно быть очень почтенного возраста, можно бесконечно наслаждаться яркими сочными красками усадебного ансамбля Гончаровых, зеленым ковром лужаек и безграничной синью неба… И кажется, что так было всегда, сто, или двести лет тому назад…

Однако даже имя Великого Пушкина не спасло ярополицкую усадьбу от разорения. Одно время после революции здесь существовал художественно-бытовой музей, затем школа, дом отдыха… Усадьба находилась в небрежении. Еще разрушительнее для нее оказался период Великой Отечественной войны. В пожаре погибла комната поэта и внутреннее убранство дома, приспособленного немцами под конюшню, так же был нанесен значительный ущерб остальным усадебным постройкам и парку. Реставрационные работы были проведены только в 1960-е годы.

В обширном, преимущественно липовом парке, подступающем к самому дому, еще сохраняется «Пушкинская аллея», ведущая от реки к озеру с островом посередине. Зеленый массив с хаотично проложенными дорожками и тропами протянулся вдоль течения Ламы и соприкасается с бывшими владениями Чернышевых.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".