Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Москва – сердце России

II. Москва до учреждения в ней княжеского стола. Даниил Александрович, Юрий Московский и Иван Калита

До нас дошли две душевные грамоты Иоанна Калиты – это его завещания. Обе они являются важными юридическими документами Москвы XIV в. В них великий князь, «идя в орду, никим (sic. – Ред.) не нужен, целым своим умом, в своем здоровье, дает ряд сыном своим и княгине своей». Следуя принципу единодержавия, Иван Данилович дает преимущество и в своей вотчине, и во власти над остающейся после него семьей своему большему сыну. «Приказываю тебе, – говорит грамота, – сыну своему Семену, братью твою молодшую и княгиню свою с меньшими детьми; по Бозе ты им будешь печальник».

Распределяя недвижимость и движимость князя, грамота дает много интересного для истории древнейших московских поселений, быта и одежды той эпохи. Здесь мы встречаем много сел, кои существуют до сих пор, и немало таких, кои исчезли с лица земли. Из числа первых упомянем: Напрудьское у города Коломенское, Раменье, Гуслицу, Астафьево. Из числа вторых – Труфановское (или Трифоновское), Черноголовль на Воре, Маковец, Радонеж.

Деля свои вещи между сыновьями и дочерьми (княжнами Фетиньей и Марьей) и супругой княгиней Оленой, великий князь подробно исчисляет свой скарб по части посуды, украшений и носильной одежды (портище). Здесь мы встречаем целую роспись разных вещей: «И чаши золоты с жемчугом, и из судов блюда и блюдца, и золотые с каменьями, и серебряные без украшений, и ковши, и чары, и чепи, и пояса с жемчугом и каменьями, и сердоличные, и на червчатом шелку, и царевские, и фряжские (Итальянские. – Прим. ред.), и шапки золотые, и бармы, и ожерелья, и обручи (кольца. – В.Н.), и гривны, монисты, и коробочки золоты, и кожухи червленый жемчужный, и кожух желтой объяри (Объярь – тонкая шелковая ткань с введением золотой или серебряной нити; муар. – Прим. ред.), и бугай соболий (Бугай – верхнее платье на меху. – Прим. ред.) с наплечники и с великим жемчугом и с каменьем, скорлатное (Скорлат (скурлат, скорлать) – сорт дорогого сукна. – Прим. ред.) портище с бармами» и т.д. Все это очень интересно в бытовом отношении. В обоих духовных завещаниях делаются вклады в церкви: «блюдо великое о 4 кольца Иван Данилович приказывает отдать святой Богородице Владимирской. Три сельца отдать на помин души в монастыри. Серебряные пояса раздать по попьям».

Та и другая душенная грамота относятся к 1328 г. Первая из них нисана дьяком Костромой. «А послуси (свидетели. – В.Н.) были, – говорится в конце духовного завещания, – отец мой душевный Ефрем, отец мой душевный Федосей, отец мой душевный поп Давыд».

У этих двух грамот сохранились две хорошей работы серебряные вислые печати. В древние времена, особенно в России, печать имела более важное, чем теперь, значение. До времен Петра I считалось несовместным с достоинством государя подписывать грамоты своей рукой. Даже те государи, кои были выучены писать – как, например, Алексей Михайлович и Федор Алексеевич, – не ставили подписей под грамотами. Ввиду этого подвешивание золотой, серебряной, свинцовой или даже восковой печати было актом утверждения и заменой удостоверения подлинности того или другого документа.

Обе печати Ивана Калиты семигранной формы, имеют на одной стороне изображение Христа Спасителя, одной рукой благословляющего, а другой держащего Евангелие; на оборотной стороне изображен патрон великого князя – Иоанн Предтеча, дающий правой рукой благословение, а в левой держащий скрижаль или таблицу. Надпись: «Печать великого князя Ивана». Ниже второй его печати привешена свинцовая печать, по-видимому татарская. Воспроизводим именно эту печать Калиты.

Иван Калита скончался 31 марта 1340 г., приняв перед смертью схиму, и был погребен в Архангельском соборе близ южных дверей у западной стены. Летопись говорит: «По смерти Иоанна Даниловича идоша в орду сыновья его: князья Симеон, Иоанн и Андрей. Хан же Азбек, яко вельми любяше и чтяше отца их, прият их с честью и любовию, недолго держав, поучи я, како жити в тишине и послушным быти велению его; обеща им, яко никоих наветов на них не примет и никому великого княжения не вдаст; но по них чадам их да будет».

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".